«В нем играют демоны его детства»

Кинодокументалист Сергей Барабанов о фильме «Златан. Начало»

На российские экраны вышел документальный фильм «Златан. Начало», посвященный ранним годам карьеры шведской футбольной суперзвезды Златана Ибрагимовича. Официальная премьера фильма состоится 27 мая на Beat Film Festival в кинотеатре «Каро Октябрь» при участии режиссеров фильма Фредрика и Магнуса Герттенов. Далекий от футбола обозреватель “Ъ-Lifestyle” Борис Барабанов поговорил о новой ленте со своим отцом, болельщиком и кинодокументалистом Сергеем Барабановым.

— Фактически вся первая половина фильма — это в основном разговоры и хроника жизни Ибрагимовича в малозначительном клубе «Мальмё». Это действительно так важно для понимания его фигуры?

Кадр из фильма «Златан. Начало» (2015)

— Я думаю, это самое важное для понимания его личности. Человек, родившийся в Швеции, но почувствовавший себя шведом лет в 25, когда спел гимн этой страны перед матчем. Родившийся у мамы-хорватки, так и не выучившей ни одного слова по-шведски, и у папы — боснийского мусульманина, который регулярно расширял сознание известным славянским способом, этот мальчик должен был биться за место под солнцем так, как его учила среда. Через эмигрантский футбольный клуб «Балкан» выйти за пределы квартала «для гостей», как это называется в Швеции. И первым этапом был этот самый «Мальмё».

— Я сам по природе индивидуалист и, наверное, именно поэтому никогда не любил и не понимал футбол с его культом командного сознания. Но Ибрагимович, как я понимаю, переворачивает этот стереотип. В фильме он показан как индивидуалист, сумевший подчинить своему эго несколько команд подряд.

— Не думаю. Именно в силу своего индивидуализма он так и не смог подняться на самый пик. Он гений. Бог, несомненно, поцеловал его — если не в темечко, то в голеностоп точно. Но его не позвали ни в английскую премьер-лигу, ни в Бундеслигу, да и в испанской Примере, в самой «Барселоне», он толком не прижился — поссорился с Гвардиолой и ушел в Италию. У него нет медалей чемпионата мира и Европы. Хотя это связано с пятой графой. Шведской сборной вряд ли светит мировой подиум. Но у Златана нет и главных клубных трофеев — Лиги чемпионов и Лиги Европы, — потому что его не звали в самый-самый топ, в пул из нескольких клубов, которые разыгрывают эти трофеи. Хотя он, несомненно, этого заслуживал как игрок. За свой характер он заплатил огромную цену. И авторы фильма эту цену показали.

— Как я понимаю, заплатил он в том числе и своей личной жизнью. Его девушку, если верить фильму, довольной не назовешь, и я не знаю, где она, эта Хелена, на данный момент, ведь кино заканчивается 2004 годом.

— Позже он стал одним из трех самых дорогих футболистов мира, и жизнь внешне наладилась. О его семье известно лишь то, что Златан женат на Хелене и у него двое детей. И все. Это не Дэвид Бекхэм с Викторией, о которых вещает каждый утюг. Но хуже другое. В фильме показаны только двое друзей Ибры, хотя в таких картинах обычно стоит очередь из желающих рассказать, как они вместе со звездой убегали с уроков, чтобы поиграть в футбол. Один друг — алжирский футболист, такой же пария в «Аяксе», а другой — бариста в кафе в Италии. Златан говорит: «Я не знаю, кто я — балканский человек или швед, скорее всего, я цыган». Имеется в виду не ДНК героя, а способ жизни. Авторы вплотную подошли к его драме. И это делает им честь.

— Что касается цены в буквальном смысле, каждый следующий клуб платил за Ибрагимовича на порядок больше, чем предыдущий, и за это время цены на игроков в принципе выросли очень сильно. За что именно в его случае платили клубы? И не считаешь ли ты, что ценообразование в футболе раздуто так же, как в современном искусстве, что это мыльный пузырь?

— Клубы платили ему за феноменальный дриблинг. Обладая умением переключать направление и скорость движения с мячом и длиннющими ногами, которые этот самый мяч прикрывали от защитников, Златан был и остается неудержимым. Ему платили бы, думаю, еще круче, если бы он отрабатывал больше на команду (например, в защите, в подыгрыше), не грубил бы без всякой причины. Поэтому Англия и Германия и сказали ему: «Ты классный парень, но у нас на вечер сегодня другие планы». А в Италии и во Франции он состоялся на все сто.

Там потолок требований чуть-чуть пониже. Нашел свои клубы и своих тренеров. А это очень важно в футболе. А общая цена на игроков? Это бизнес, если бы они не приносили прибыли, никто бы им столько не платил. Я же привез внуку Ване из Парижа настоящую футболку ПСЖ, купленную в офисе клуба, а мог бы купить куда более полезную вещь. Но наша семья добавила Златану пару центов к зарплате. Нет, все окупается — реклама, права на ТВ, билеты, сувениры, все идет в бюджет. А люди идут «на Месси», «на Руни», «на Ибру». Другое дело, что классный футболист получает в десятки раз больше, чем нобелевский лауреат по физике, справедливо ли это? Не знаю. Так устроен мир, зрелища порой важнее хлеба. Но я люблю футбол не только за суперзвезд, хотя они радуют футбольных эстетов, а за то, что не сегодня, так завтра обязательно появляется какой-нибудь футбольный сирота вроде «Лестера» и бьет все миллиардные бюджеты. Это великая игра, она самодостаточна и будет жить всегда, независимо от размеров инвестиций. Потому что ее делают выдающиеся и при этом такие разные люди, как старый футбольный интеллигент, тренер «Лестера» Раньери, сын профессора консерватории Криштиану Роналду и enfant terrible Ибрагимович. В футболе всем есть место. Нужен талант, труд и… фарт. Без этого никак. Мне кажется, фильм об этом. Только смотреть его надо очень внимательно.

— Ты сказал «если бы меньше грубил»…

— В футболе, кстати, как и в баскетболе, выходцы с Балканского полуострова считаются самыми жесткими, если не жестокими игроками, им ничего не стоит ударить соперника исподтишка, чтобы спровоцировать его на грубость. Это факт общеизвестный. Но в случае с Иброй, думаю, дело в ином. В нем играют демоны его детства, когда успех приносили напор и кулак. И нравы квартала «для гостей» перенеслись на футбольную площадку. Избавиться от них Златан не смог. Или не захотел. Об этой стороне своей юности он предпочитает не распространяться. Но не зря же серьезно увлекается тхэквондо и имеет черный пояс по этому виду спорта. Зачем ему это? Нагрузок на поле не хватает? Или адреналина? Вряд ли. С этим в большом футболе все в порядке. Может быть, в таком увлечении и есть ключ к его характеру? Но как все же жаль, что Ибра уходит! Без него европейский футбол станет беднее. 21 мая ПСЖ выиграл Кубок Франции. Ибрагимович забил два очередных гола и заявил, что свою миссию в этом клубе он выполнил. Предполагают, что, скорее всего, уйдет в один из богатых китайских клубов или порадует своим дриблингом арабских шейхов. Может быть, уедет в Америку. Хотя нельзя исключать и какого-то неожиданного камбэка.

— Фильмов о футболистах множество. Есть старый фильм про Пеле, который мы с тобой смотрели, еще когда я в школе учился, есть карнавальный фильм Кустурицы про Марадону, есть неплохое кино про Зидана. Как ты считаешь, какой киноязык наиболее адекватен для футбольной темы?

— Честный фильм о футболисте сделать очень сложно. В футбольное зазеркалье чужих не пускают. А именно там главная тайна футбола. Она не в том, с какой скоростью летит мяч у Халка или с кем спит Балотелли. А в настоящей цене, которую мальчики, как правило, из не очень благополучных семей, платят за успех — нет юности, нет молодости, уходит здоровье, часто теряются друзья. Это нелегкий хлеб. К концу карьеры большинство футбольных звезд выглядят как умудренные опытом зрелые люди. Стоит ли это денег и славы? Каждый решает за себя. Я видел два таких фильма. Один об Уэйне Руни и второй — вот этот, о Златане. Это хорошие работы. Чистенькими нас всякий полюбит, а вы вот полюбите нас разными. А язык? Я думаю, только монолог самого игрока. И чуть-чуть — людей из его окружения. Любой человек, самый закрытый, самый дерзкий и циничный, все равно в душе хочет выговориться. Нужно только уметь слушать и знать, о чем спрашивать.

Вся лента