"Северная верфь" уповает на Сбербанк
Конкурс на первый этап реконструкции предприятия будет отменен
Проект реконструкции "Северной верфи" под угрозой. Информация о проблемах финансирования появилась еще неделю назад, а вчера президент ОСК Алексей Рахманов заявил об отмене итогов конкурса на первый этап работ за 1,3 млрд рублей. Впрочем, глава корпорации уверяет, что верфь будет реконструирована в любом случае. Через месяц будет объявлен новый конкурс, на этот раз на 17 млрд рублей.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) отменит итоги конкурса на первый этап реконструкции петербургского судостроительного завода "Северная верфь". Об этом после торжественной церемонии спуска на воду подлодки "Колпино" на "Адмиралтейских верфях" рассказал президент корпорации Алексей Рахманов. Без подряда остается сургутский "Трест Запсибгидрострой", выигравший в апреле право реконструировать Западный причал за 1,348 млрд рублей.
"Мы решили не делать отдельного контракта на строительство основания сухого дока, чтобы не разрывать технологические связи. Работы по двум этапам мы разыграем отдельным тендером. Разыгрывать новый конкурс будем сразу, как только пройдем все заключения Главгосэкспертизы", — заявил глава государственного судостроительного холдинга.
Заключения Главгосэкспертизы по строительству первой очереди сухого дока ОСК ожидает получить к 20 июня. Таким образом, конкурс, по всей видимости, будет объявлен не ранее чем через месяц. Судя по объявленной в декабре стоимости работ, первые два этапа обойдутся суммарно в 17 млрд рублей.
Реконструкция "Северной верфи" является самым масштабным проектом ОСК со времен создания корпорации в 2007 году. По оценкам самой корпорации, стоимость первых трех этапов модернизации, рассчитанных до 2021 года, составит 31 млрд рублей. Стоимость четвертого перспективного этапа с удлинением сухого дока и строительством нового двухпролетного эллинга еще не рассчитана. Реконструкция позволит ОСК строить крупнотоннажные корабли, в том числе военные корабли первого ранга, которые не строились со времен распада СССР. Официально о запуске реконструкции было объявлено в декабре прошлого года. Вероятно, вопрос о финансировании появился у Минпромторга весной: "Северная верфь" успела провести конкурс по первому этапу реконструкции, итог которого был подведен в конце апреля.
В самой ОСК рассказали, что теперь главную ставку делают на частное финансирование. Корпорация ведет переговоры со Сбербанком. "Решение о выделении средств Сбербанком уже принято и согласовано его кредитным комитетом. В настоящий момент проходит процедура выверки кредитной документации, а сам кредитный договор — на подписании", — рассказали в корпорации. В Сбербанке информацию не комментируют.
"Все, что анонсировано, сделаем. Мы ожидаем — об этом есть договоренность с флотом и Министерством обороны — некоторого изменения подхода по работе с гособоронзаказом, что поможет аккумулировать дополнительные собственные средства для программы модернизации. У нас остается бюджетное финансирование — на объемах концентрироваться не хочу, потому что этот вопрос постоянно находится в движении. Вчера на совете директоров ОСК приняли годовой отчет. Компания получила рекордную прибыль — больше 20 млрд рублей, так что в этом смысле источники финансирования у нас есть", — сказал он.
Эксперты скептически оценивают перспективы получения "Северной верфью" кредита Сбербанка. "Герман Греф — человек сугубо прагматичный, поэтому шансы получить кредит весьма небольшие. У завода нет заказов, под которые можно получить частное финансирование", — считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Проект реконструкции "Северной верфи" раскритиковал автор идеи создания судостроительного завода на острове Котлин Владимир Березницкий. ""Северная верфь" строила и строит боевые корабли определенного класса водоизмещением около 10 тыс. тонн. Завод имеет компетенции и систему кооперации. Авианосцы тоннажностью 100 тыс. тонн — совсем другой класс кораблей. Ломать классность верфи считаю недопустимым", — аргументирует инженер-судостроитель.
Он также сомневается в возможности построить универсальную верфь крупнотоннажного судостроения за $0,5 млрд. "За $1 млрд возможно, но эта верфь не станет универсальной, как анонсируется. Универсальная верфь обойдется примерно в $2 млрд (132 млрд рублей по текущему курсу. — "Ъ")", — уверен промышленник.
Минобороны протянуло "Адмиралтейским верфям" серию помощи
До конца года Минбороны заключит контракт с ОСК на строительство шести неатомных подводных лодок, заявил президент ОСК Алексей Рахманов. Вчера со стапелей "Адмиралтейских верфей" спустили на воду шестую, последнюю в предназначенной для Черноморского флота серии, подводную лодку "Колпино" проекта 636.3 "Варшавянка". Новая серия подлодок поступит на вооружение Тихоокеанского флота. Руководство ОСК выбирало, разместить заказ на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре или в Петербурге. Аргументом в пользу дальневосточного завода была близость к месту службы субмарин — делать межфлотский переход, по словам господина Рахманова, "мероприятие дорогое и длительное". Но в пользу петербургского предприятия сыграл опыт в строительстве субмарин аналогичного типа.
Амурский судостроительный завод недавно вышел из процедуры банкротства. Передача одного из заказов серии дальневосточному предприятию рассматривается, но решение еще не принято.