Красуйся, Град Петров!

Роксана Шатуновская о планах города на Неве

Креативный директор проекта "Новая Голландия: культурная урбанизация" Роксана Шатуновская рассказала "Travel" о своей любви к Петербургу, о том, чем жизнь в этом городе отличается от московской, поделилась любимыми прогулочными маршрутами и адресами, а также раскрыла подробности развития Новой Голландии.

Фото: Слава Филлипов

Нынешним летом единственный рукотворный остров Санкт-Петербурга Новая Голландия вновь будет открыт для посетителей. Остров — памятник архитектуры — оставался забытым более 250 лет, пока за его реставрацию не взялась компания Романа Абрамовича. Новую Голландию планируют сделать пространством с парком, галереями, ресторанами, клубами и площадками для детей.

Как все начиналось

Фото: Пётр Тимофеев

Все случилось очень неожиданно. Я работала в музее "Гараж", когда мне позвонила Даша Жукова и попросила приехать в Петербург. Никаких других подробностей я не знала. И вот мы с Дашей приехали на остров и просто обомлели: такая огромная величественная руина в центре города в десяти минутах ходьбы от Эрмитажа! С этой поездки все и началось. Наша девелоперская компания приняла участие в тендере на инвестиционный проект, и осенью 2010 года уже стало понятно, что я буду заниматься проектом дальше. А летом 2011 года мы впервые открыли Новую Голландию для посетителей. С тех пор мы провели сотни, если не тысячи мероприятий, если считать все три сезона. Но мне особенно запомнилось закрытие лета 2013 года. Это было в сентябре, и было очень грустно от того, что мы закрываемся надолго, хотя мы и понимали, что впереди все будет только лучше. Закрытие было очень красивым: ребята из группы Pompeya сделали специально для нас зрелищный концерт с видео и световыми инсталляциями. Мы "подвесили" остров на 500 огромных светящихся шарах и потом их все отпустили в ночное небо — получилось что-то волшебное.

Санкт-Петербург и Москва

Фото: Егор Рогалёв

Петербургский образ жизни отличается от московского. Москва — огромный мегаполис, в нем все происходит "здесь и сейчас". В Петербурге ритм жизни в разы медленнее. Можно договориться о встрече, но будьте уверены, что человек может опоздать минут на 40 — здесь это норма. Конечно, раздражает поначалу, но потом ты примиряешься с таким положением дел. Петербург — вечный город, он никуда не спешит. Раньше он был для меня открыткой из сувенирного магазина при Эрмитаже, а теперь это город, в котором я живу и работаю. Петербург стал мне очень родным, вторым домом. Я москвичка до мозга костей и никогда не думала, что смогу переехать в Петербург или куда-либо еще. При всей своей красоте Петербург казался мне придуманным городом, построенным в один миг и по плану одного человека. Тогда как Москва — это торт из культурных слоев разных эпох: от массивных стен Грановитой палаты до ажурных шехтелевских особняков и мельниковских гаражей. Все изменилось, когда я стала в Петербурге жить. Здесь ты уже не можешь говорить "Питер", ты начинаешь говорить "Петербург" или "Ленинград". Ты видишь историю в каждом доме, стараешься узнать, кто в нем жил, что здесь было, кто его построил. В Петербурге есть постоянное ощущение чего-то очень нарядного: ты как будто попал в сказку или в декорации к "Войне и миру". Тут фантастическое небо и еще рядом есть море. В Петербурге здорово гулять. Это в Москве нужно ехать специально в какой-то район, пролагать маршруты, даже если живешь в центре. А здесь вышел из дома — и ты уже гуляешь. И всю центральную часть города можно обойти очень быстро. Я очень люблю улочки вокруг Академии Штиглица: Пестеля, Белинского, Соляной переулок, парадные набережные Невы: Английскую и Дворцовую. На Дворцовой я жила какое-то время — прямо напротив Петропавловской крепости. Шпиль крепости смотрел мне в окна, а ночью я видела, как разводят сразу два моста — Троицкий и Дворцовый. По соседству — Русский музей и Эрмитаж. И это была не какая-то удивительная привилегия: в Петербурге всегда можно найти квартиру в таких уникальных домах, и не за баснословные деньги.

Фото: Егор Рогалёв

Я очень люблю гостиницу "Астория": ничего похожего в городе пока нет. В "Астории" есть ощущение правильной роскоши, очень изящной и очень интеллигентной. В Париже и Лондоне я люблю ходить на five  o`clock, завтраки или просто на бокал вина в отели. Для этих городов — понятная и нормальная традиция, которой в Москве не существует. Но "Астория" как раз тот самый случай, и к тому же находится она в двух шагах от моей работы. Здесь подают чай в чашках Императорского фарфорового завода, а к нему — самые вкусные печенья на свете, с лимонным джемом и миндалем.

А еще у меня появился любимый маршрут: сесть летом на "Ракету" у Эрмитажа и дойти на ней до нижнего парка Петергофа. Оттуда выбраться из толпы туристов в Александрию и дойти до песчаного пляжа, где можно сидеть и бесконечно смотреть на залив или читать. Парк Александрия — это очень романтическая история любви почти обычных людей, а не царской семьи. Александра Федоровна не хотела жить в большом, старом и пыльном Летнем дворце, и Николай построил по соседству коттедж, дачу, а также ферму с огородом, почтовым отделением, поставил часовню, похожую на маленький готический собор. Это не парадное место с золотыми фонтанами, а такое идиллическое убежище для нежно любящих друг друга людей. Сейчас парк стали потихоньку восстанавливать, и сначала все боялись, что сделают плохо. Но в результате тут становится только лучше.

Что будет?

Фото: Егор Рогалёв

Новая Голландия будет доступна для всех желающих, и прежде всего для жителей города. Сейчас мы разрабатываем программу мероприятий на наш короткий "летний" сезон — на август и сентябрь. Будут и повторения из наших прошлых программ, и много нового. Мы планируем интересные совместные мероприятия с коллегами из музея "Гараж" и журнала Garage. А в ноябре зальем настоящий зимний каток и откроем новогодний базар, и на сам Новый год обязательно что-то сделаем — мы хотели бы каждый год отмечать этот праздник с жителями города.

Главное, что мы хотим показать этим летом,— это результат нашей двухгодичной работы. В первую очередь парк — с деревьями, травяным садом, временными павильонами и сумасшедшей детской площадкой, которой нигде больше нет. Есть еще невидимый пласт работы, а именно вся система инженерных сетей и коммуникаций, без которых просто невозможно существовать. Дальше мы потихоньку начнем открывать здания и пускать в эти закрытые с момента их основания пространства людей. Наполнять остров жизнью, почти как в компьютерной игре. Потихоньку, не спеша, чтобы все было уместно, вовремя и интересно. Первым для посетителей откроется здание "Кузни", где планируется разместить ресторан с клубным пространством и кафе. Следующим будет здание бывшей военно-морской тюрьмы "Бутылки", в котором мы стараемся собрать самые интересные и нетривиальные проекты: темами станут книги, мода, дизайн, еда, здоровье и спорт. Также мы планируем здесь открыть образовательный клуб для детей от 6 до 16 лет, где они смогут проводить время после уроков в школе и учиться чему-то новому в разных областях: 3D-моделированию, основам фотографии, видеосъемкам, театральному мастерству.

Мы будем продолжать реставрацию остальных исторических корпусов, придумывать им новые функции и назначение. Остров ограничен и своей территорией, и статусом памятника архитектуры, поэтому мы не хотели бы ограничивать его возможности с концептуальной точки зрения. Для нас это означает постоянный поиск новых идей, людей, проектов и партнеров.


Адреса

Путеводитель по петербургским ресторанам, барам, магазинам и музеям.

Еда и бары

"Русская рюмочная номер 1" — здесь, пожалуй, самая вкусная еда, которую у нас принято называть русской. Котлета по-киевски, бефстроганов, корюшка, все традиционные закуски и огромное водочное меню.

Еще, конечно, нельзя пройти мимо "Кококо". Это ресторан моей подруги Матильды Шнуровой. Недавно они переехали в отель W, и там теперь стало очень нарядно. На кухне колдует Игорь Гришечкин и сочиняет новую русскую кухню по локаворским правилам. Несмотря на затейливую подачу и игры в ассоциации, которые обычно меня смущают в ресторанах, это все действительно очень вкусно. Строганина, цыпленок с муссом из картофеля, знаменитый уже десерт "Мамин цветок" и мой любимый "Кококорн".

Фото: Егор Рогалёв

Если вы сильно проголодались или, еще хуже, выпили лишнего накануне, то обязательно нужно поесть острого. Тут два варианта. Во-первых, рестораны "Тен Жен". Их в городе много, но мой любимый — на Гороховой улице. Здесь обслуживают китайцы, и сидеть рядом тоже будут китайцы. Порции гигантские, поэтому лучше приходить большой компанией.

Второй вариант: если хочется более рафинированной подачи и модного интерьера, то бегите к Мише Георгиевскому в "Кинг-Понг" на Большую Морскую. Тут блюда Паназиатского региона, самые вкусные салаты и восточные супы.

Из совсем маленьких мест есть такая почти тайная пиццерия Camorra. Тут подают очень вкусную пиццу и наливают отличное крафтовое пиво.

Поесть за городом, на "золотой миле" Финского залива, можно у Арама Михайловича Мнацаканова в ресторане "Рыба на даче". Он находится на Разливе, не у моря. Но ощущение дачи действительно есть: все очень красиво, а главное, очень вкусно. Столы лучше бронировать заранее, так как отбоя от гостей нет круглый год.

За эклерами и тортом "Наполеон" в Петербурге принято ходить в Entree. В городе всего два заведения, поэтому лучше позвонить заранее и узнать, есть ли эклеры в наличии, иначе можно остаться ни с чем.

С барами в Петербурге все очень хорошо. Есть улица Рубинштейна, где можно просто идти и заходить в каждую дверь. Из моих фаворитов: "Винный шкаф", "Бекицер" и "Педро и Гомес в гостях у Ларисы". Но вообще тут их несметное количество, и все очень классные: Garage co-op, 812, Do Immigration, I believe, Every dog bar. В общем, трезвыми вы здесь не останетесь. С танцами кому за 30 и под 40 дела обстоят хуже. Мы на Новой Голландии надеемся скоро восполнить эту брешь. Но есть во дворах Конюшенной площади несколько адресов, и если вам повезет и вы пройдете фейс-контроль ("лабутены" не надевать), то советую сходить в "Танцплощадку" к Кириллу Иванову, известному москвичам по группе СБПЧ, в "Штакеншнайдер" и Mosaique. Два последних — это такие мини-"Армы". Ну а если хочется выпить по-взрослому и роскошно — идите в бар Xander в Four Seasons (Bloody Mary здесь несравненный) или на крышу W, где лучший вид на Исаакиевский собор.

Шопинг и красота

Фото: WEST 8

Недавно в город пришел гигант ритейла ДЛТ (это московский ЦУМ). Без него, конечно, никуда, но иногда хочется менее очевидных мест. В Петербурге аренда помещений значительно дешевле, чем в Москве, и поэтому тут удивительное изобилие маленьких магазинчиков с очень интересными вещами: Lomo 22, Gate 31, Code 7 и много других. Старейший монополист на luxury-рынке — Babochka. Хатуля и Тимур Авсаджанишвили, которые им владеют, обладают исключительным вкусом, поэтому за прекрасным выбором дорогой одежды бегите к ним. И, конечно, Day & Night. Это самый красивый магазин, который я видела в городе, если не в стране вообще. Еще я очень люблю их филиал Day & Night light на набережной Мойки и как минимум два раза в год покупаю здесь себе платья Sacai. Больше эту марку я не встречала нигде в России. Недавно открылся большой department store "У Красного моста". Один из этажей в нем оформлял наш друг архитектор Рафаэль де Карденас, он был архитектором одной из наших "гаражных" выставок. Для меня лично там все слишком уж модно. Но сам магазин очень красивый. Ну а если вдруг захочется в SPA, то тут нужно идти в Bliss Spa в W: специалистов лучше я за пять лет жизни в Петербурге не нашла.

Музеи

Русский музей

Торжественному Эрмитажу с его уникальной коллекцией я все-таки предпочитаю Русский музей. Если есть свободное время, я прихожу сюда и незаметно для себя могу провести в нем почти весь день. Залы с Дейнекой мои любимые. Еще в филиале музея в Мраморном дворце есть коллекция Музея Людвига. Это такой музей в музее. В 1994 году Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею впечатляющую коллекцию современного искусства: Ансельм Кифер, Джозеф Бойс, Джефф Кунс, Пабло Пикассо, Рой Лихтенштейн и много-много других очень известных современных художников. Экспозиция часто обновляется, о чем, к сожалению, мало где пишут. А напротив знаменитой скульптуры Александра III недавно поставили скульптуру "Первого всадника" художников из группы AES+F.

Эрмитаж

В Эрмитаже сравнительно недавно открылись дворы Генерального штаба. Это пространство для современного искусства — здесь, например, проходила Manifesta 10 несколько лет назад. Сюда же привозят большие выставки современных художников. Здесь на постоянной основе выставили огромную экспозицию импрессионистов и постимпрессионистов. Это уникальная коллекция, некоторые работы из которой я никогда раньше не видела.

Музей Арктики и Антарктики

Есть еще очень трогательный Музей Арктики и Антарктики. Он находится в здании бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата. И его постоянно грозятся оттуда выселить. Поэтому, как говорится, спешите видеть. Музей был основан в 1937 году, и по проекту архитектора Сивкова здесь организована экспозиция, посвященная достижениям и подвигам Советского Союза в Арктике. Музей нужно смотреть — описывать все это великолепие словами нет смысла.

Музей Фаберже

Фото: WEST 8

Я вообще-то не люблю всю эту излишнюю роскошь и никогда не была фанаткой Фаберже. Но сам музей интересен с нескольких точек зрения.

Во-первых, это восстановленный полностью дворец Нарышкиных-Шуваловых, который пришел в полный упадок в годы советской власти. Тут с большой щепетильностью отнеслись к реставрации здания, так что это просто интересно и нужно посмотреть.

Во-вторых, тут действительно собрана огромная коллекция Фаберже. Это удивительно, что такое небольшое производство выпускало в год тысячи изделий: от ювелирных украшений до столовых приборов.

В-третьих, это знаменитая коллекция пасхальных яиц, и у каждого есть своя история. Не забудьте заказать экскурсию, потому что вам расскажут то, чего вы нигде не прочтете.

Мастерская Аникушина

Бывшая мастерская известного петербургского скульптора ХХ века Михаила Константиновича Аникушина является филиалом Музея городской скульптуры. Его не так давно отреставрировали, и это лучшее, что я видела в городе с точки зрения современного музея. Здесь все продумано до самых мелочей: от навигации до света. И само здание уникальное.

Слово редактора

Давным-давно Олег Митяев спел про то, что "лето — это маленькая жизнь". В песне было немало слов, но на слуху остались только эти — про "маленькую жизнь", наверное, потому, что точнее и не скажешь. Лето — лучшее время для путешествий, мы ждем эту "маленькую жизнь" целый год, чтобы отправиться туда, куда мы мечтали всю бесконечно долгую зиму. Три месяца огромных возможностей, когда можно застать белые ночи в Петербурге, прогуляться по наконец-то открывающейся Новой Голландии, добраться до древних вьетнамских городов, провести летний вечер в Сорренто, позагорать на самых красивых в мире сейшельских пляжах или на почти родных кипрских, а потом отдохнуть от этих пляжей на озерах в Швейцарии. Летняя жизнь хотя и маленькая, но зато самая интересная и самая насыщенная.

Наталья Лучанинова, главный редактор

Вся лента