Рублевые усадьбы
Губернатор Ленобласти обещает инвесторам передавать заброшенные усадьбы за символическую цену
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко пообещал девелоперам передавать в собственность заброшенные усадьбы за 1 рубль. На территории региона насчитывается около 300 заброшенных объектов. Эксперты уверяют, что это решение не привлечет внимания девелоперов. Но градозащитники выражают надежду на то, что инициатива властей может вдохнуть в усадьбы новую жизнь.
На заседании Российского исторического общества, которое было посвящено празднованию 250-летия Гатчинского дворца, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко выступил с предложениями по проблемам реставрации разрушенных объектов культуры: он предложил позволить потенциальным инвесторам приватизировать заброшенные усадьбы за 1 рубль.
По данным администрации Ленинградской области, подобных заброшенных объектов, которые могли бы привлечь будущего частного собственника, в регионе насчитывается более трех сотен. Господин Дрозденко уточнил, что у объектов будет обременение: девелопер должен будет предоставлять туристам и жителям региона время для свободного посещения отреставрированных объектов по согласованному графику.
Сейчас администрация Ленобласти ищет поддержки этой инициативы в правительстве РФ, но какие именно шаги делаются в этом направлении, чиновники уточнить не смогли.
Участники рынка к инициативе властей отнеслись скептически. "Я уверен, что приспособить заброшенные объекты под новые функции невозможно. Коммерческого интереса такие здания в области не представляют", — уверен Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема".
Возможность редевелопмента заброшенных усадеб зависит от их площади, локации и исторической ценности. Очевидно, что самым интересным для инвесторов будет приспособление таких объектов под жилую недвижимость, утверждают девелоперы.
"Подобный проект будет носить скорее социальный характер. Впрочем, такие проекты могут быть окупаемыми", — рассуждает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
Объем инвестиций на реконструкцию рассчитать сложно, утверждают девелоперы. Все зависит от степени износа и заброшенности здания.
"Стоит отметить, что реализация таких проектов требует серьезных инвестиций, сопоставимых с затратами на новое строительство, поэтому сроки их окупаемости будут значительными", — комментирует Анна Сигалова, заместитель директора департамента инвестиционных услуг компании Colliers International в Санкт-Петербурге.
Градозащитники утверждают, что в Ленинградской области среди заброшенных зданий около ста объектов можно считать настоящими шедеврами.
"Положительных примеров приватизации много. Самый известный — усадьба в Марьино в Тосненском районе", — комментирует Антонина Елисеева, координатор градозащитного движения "Живой город". Сегодня бывшей усадьбой Строгановых-Голицыных владеет петербургская предпринимательница Галина Степанова.
К сожалению, говорят градозащитники, негативных примеров гораздо больше. На данный момент сохраняется проблема в механизме возврата государству подобных объектов, если собственник не выполнил своих обязательств. Так, например, случилось с дачей Мюзера — памятником деревянного зодчества в Зеленогорске. Здание гостиницы "Бель Вю" (под таким названием дача фигурировала в Перечне объектов культурного наследия) было продано в 2012 году ООО "СК "Карат"" за 10 млн рублей. С компанией заключили охранное обязательство, по которому она должна была выполнить техническое обследование здания, его ремонт и реставрацию к июлю 2014 года. Однако работы не выполнены до сих пор. Представители градозащитных организаций утверждают, что единственный пример, когда комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выиграл суд, это ситуация с домом Слепушкина в Рыбацком, который успел превратиться в руины.
По данным Перечня памятников культурного наследия, в Ленинградской области насчитывается 291 памятник федерального значения, 1573 объекта регионального значения. Выявленных объектов культурного наследия — 2430. Выявленные объекты, в соответствии с ФЗ, подлежат государственной охране до тех пор, пока объект либо внесут в реестр, либо откажут во внесении.