Неполное высшее образование
Российские промышленные компании не удовлетворены взаимодействием с вузами
Большая часть университетов формально подходит к реализации совместных инновационных проектов, а результаты научных исследований «не соответствуют требованиям бизнеса». К таким выводам пришли составители аналитического обзора Клуба директоров по науке и инновациям (iR & Dclub), подготовленного по заказу и при участии Российской венчурной компании. Представители вузов считают, что «препятствий для взаимодействия вузов и индустрии» нет. Несмотря на господдержку взаимодействия образования и бизнеса, «преодолеть разрыв, сформировавшийся в 1990-е годы, очень непросто», возражают эксперты.
В распоряжении “Ъ” оказался «Аналитический обзор потребностей промышленности во взаимодействии с вузами и их приоритетных запросов», подготовленный Клубом директоров по науке и инновациям (iR & Dclub) по заказу и при участии Российской венчурной компании (РВК). По данным исследования, 36% опрошенных представителей компаний «воспринимают университет в первую очередь как инфраструктурную сервисную площадку» и считают, что вуз должен уметь зарабатывать. При этом «удовлетворенность компаний взаимодействием с университетами не очень высока». Большую часть респондентов (56%) не устраивает качество подготовки выпускников по профильным специальностям. «Набор практически используемых инструментов взаимодействия между компаниями и вузами довольно ограничен»,— отмечается в докладе. У большинства компаний (90%) есть опыт работы с университетами в рамках подготовки кадров и выполнения научно-исследовательских работ или опытно-конструкторских работ. Но у 77% респондентов отсутствует опыт покупки лицензий (патентов) у университета, а 84% не имели практического опыта приобретения компаний (малых инновационных предприятий), созданных при вузе.
Обзор составлен на основе анализа научных работ российских и зарубежных ученых, официальных сайтов вузов, интервью и анкетирования представителей инновационных блоков крупных компаний и вузов в марте—апреле 2016 года. Из исследования следует, что большая часть компаний не осуществляет вместе с вузами разработку прорывных инновационных решений, потому что «компетенции университетов недостаточны для того, чтобы удовлетворить запрос компаний». «Университеты неконкурентоспособны, внутренние компетенции в корпорации намного выше, чем в вузе»,— приводят ответы представителей компаний авторы обзора.
«Наша задача — дать конкретные документы, шаблоны для работы с корпорациями»,— рассказал “Ъ” заместитель гендиректора—программный директор, член правления ОАО РВК Евгений Кузнецов. Он уточнил, что сейчас «многие вузы формально подходят к взаимодействию с промышленностью — максимум 30% денег, выделенных крупнейшими компаниями, доходит до вуза, потому что университеты не способны даже подготовить тендерную документацию».
В свою очередь, представители вузов не видят «препятствий для взаимодействия вузов и индустрии». Декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ МИФИ Сергей Киреев уверен, что у вуза нет проблем с потенциальными работодателями. «Мы сотрудничаем с “Росатомом”, “Роснано”, “Ростехом”, “Роскосмосом”, “Финмониторингом” и другими крупными организациями,— пояснил “Ъ” господин Киреев.— Они принимают абсолютно реальное участие в создании образовательных программ». Ректор Волгоградского государственного университета Василий Тараканов отмечает, что иногда «предложений со стороны вузов больше, чем денег у компаний».
Минобрнауки со своей стороны вкладывает ресурсы в поддержку взаимодействия образования и бизнеса. «Усовершенствованы механизмы целевого приема и целевого обучения. Реализована возможность создания базовых кафедр образовательных организаций непосредственно на предприятиях»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ведомства. Там подчеркнули, что «к июлю 2017 года все образовательными стандарты и образовательные программы должны быть синхронизированы с профессиональными стандартами, задающими конкретные требования к профессиональной деятельности выпускников». Кроме того, на поддержку направления направлены «президентская программа подготовки инженерных кадров, и 218-е постановление правительства»,— рассказал “Ъ” руководитель отдела по работе с образовательными программами департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Станислав Нисимов. Президентская программа на 2012–2014 годы предусматривала повышение квалификации 15 тыс. специалистов инженерно-технического профиля, для этого были выделены средства федерального бюджета в размере 750 млн руб. В 2010 году правительство утвердило постановление №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Оно предусматривает возможность выделения субсидий производственным предприятиям до 100 млн руб. в год «для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства» совместно с производственными предприятиями и вузами.
«Преодолеть разрыв между образованием и бизнесом непросто,— считает господин Нисимов.— Система образования в постсоветское время замкнулась в себе и не взаимодействовала с бизнесом. Вузы занимаются наукой, а бизнесу нужен готовый к внедрению продукт». Компании тоже не всегда эффективно участвуют в процессе выстраивания двусторонних отношений. «Большие компании конкурируют на глобальном рынке, им не нужно развивать отношения с местными вузами,— уточнил он.— Для решения проблемы нужны хорошие совместные проекты, истории успеха, но сделать их трудно. Для этого нужны люди, которые могут говорить на одном языке и с образованием, и с бизнесом. Таких людей немного, а готовить их академическим путем бессмысленно».