С новым счетом!
Тарифы на услуги ЖКХ снова выросли. На сколько и почему, выяснял Кирилл Журенков
С виду ничем не примечательный летний день — 1 июля — уже давно стал для россиян особой датой. "Черный день календаря" — как шутят в интернете. Шутка с горьким привкусом: в этот день происходит традиционное повышение тарифов ЖКХ
В этот раз власти постарались подсластить неприятную новость: на Петербургском экономическом форуме вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий за ЖКХ, обнадежил: тарифы больше не будут расти выше инфляции (то есть фактически речь об индексации. "Больше не будут" означает, что последние 15 лет именно так и было.
Время для непопулярной меры выбрано идеально: летом, когда вся страна пашет на фазендах, переход получается плавный, безболезненный
Каким же станет в этом году "щадящий" рост? Для столицы, например, плата поднимется в среднем на 7,5 процента. Уже подсчитали: это примерно 200 рублей на человека. Расшифруем: с 1 июля отопление подорожает на 8,1 процента, электроэнергия — на 7-15 процентов, газ — на 2, холодная вода — на 7, горячая — на 7,8 процента. Отрадно, что хоть пресловутый сбор за капремонт останется без изменений — 15 рублей за 1 квадратный метр. Московские тарифы для России — рекорд, почетное второе место — у Санкт-Петербурга, Якутии и Камчатки, там рост составит 6,5 процента. Зато перемены в жировках рискуют не заметить жители Северной Осетии: указанные в них суммы вырастут для этого региона всего на 3 процента.
Время для непопулярной меры выбрано идеально, говорят эксперты: последствия повышения тарифов ЖКХ обычно заметны осенью и зимой, когда в дополнении к плате за воду и газ людям приходится раскошеливаться еще и за тепло. Если в такой момент прислать новые счета, это сразу шокирует обывателя. А летом, в июле, когда вся страна пашет на фазендах, переход получается плавный, безболезненный.
Особенность нынешней индексации — она, на первый взгляд, вполне терпима, особенно по сравнению с прошлым годом. Тогда, напомним, рост составил 10 процентов, и, кстати, именно в прошлом году россиянам впервые пришли счета за капремонт — самый спорный сбор последних лет. В этом году никаких новых сборов вводить не стали, и сама по себе это уже хорошая новость. Однако главный раздражающий фактор — традиционное повышение всех тарифов одновременно — остается неизменным. Драматизм момента в том, что сами россияне становятся беднее и любое повышение цен все сильнее отражается на их кошельках, а значит, и неприятных для властей вопросов становится больше. Этих вопросов к ЖКХ накопилось немало, да и в год выборов их задают не только эксперты и общественники, но и политики.
Сколько экспертов — столько и вопросов без ответов. Ну, например, сетуют они, зачем каждый год повышать тарифы, ведь многие из них могут оказаться уже завышенными? Так недавно получилось в Набережных Челнах, где при пересчете их даже снизили... Или почему тарифы индексируются только вверх, в соответствии с инфляцией? Почему они, например, не уменьшились из-за падения цен на энергоресурсы?
Власть отвечает: у нас десятилетиями не вкладывалось ничего в коммунальную инфраструктуру, а собственники платили лишь малую часть того, что должны были платить, страна подошла к коммунальной катастрофе, вот и приходится наверстывать. Критики парируют: а как же налоги, которые уже платит налогоплательщик, они что, не в счет? И намекают, что все это похоже на двойное налогообложение, скрытый налог эксперты заподозрили и в сборах на капремонт (Конституционный суд, правда, нарушений не разглядел). Но, пожалуй, самый острый вопрос: что, собственно говоря, мы получаем за свои деньги?
— Люди привыкли к регулярным повышениям цен в любой сфере, будь то продукты питания или услуги ЖКХ, это образ нашей жизни,— говорит профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любовь Храпылина.— Только сегодня это становится ощутимо и для людей с низким доходом, и для так называемого среднего класса. Приходится уменьшать траты на продукты, подчеркну — не на деликатесы, а на самые обычные продукты, на отдых, осознанно лишать себя чего-то привычного, важного... Обратите внимание на социологические опросы: люди это чувствуют. В обществе сильно раздражение, непонимание, куда деваются эти деньги. Повышают, повышают, а воз и ныне там: неухоженные подъезды, отсутствие плановых ремонтов...
Экспертное мнение единодушно: мало где вы найдете многоквартирный дом, чьи жители были бы всем довольны. На традиционный вопрос, кто виноват, ответы звучат самые разные: кто-то говорит, что нужно менять всю систему. Кто-то кивает на местные власти, у которых нет контакта с обычными людьми. Зачастую нельзя найти даже руководителя муниципального образования, чтобы решить наболевший вопрос, он пожизненно будет на каком-нибудь совещании, сетует Любовь Храпылина. По сути, люди не видят никаких изменений, стоит ли удивляться, что многие просто перестают платить... Замкнутый круг?
У повышения тарифов эксперты, впрочем, отмечают и позитивные стороны. Заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов, например, уверен: когда появляется мотивация экономно использовать имеющийся ресурс, начинаются чудеса. Так было со счетчиками на воду: многие из людей, установивших их, стали платить меньше, в соответствии с тем, сколько потребляют, да еще и начали экономить.
— Когда ты за что-то платишь, ты стимулируешь развитие этого ресурса,— говорит Бессонов.— Так было с жильем: в советские времена, когда оно было формально бесплатным, очереди на квартиры растягивались на десятилетия, его никому не хватало. Сегодня — пожалуйста, заработай и покупай, какое хочешь. То же самое с общественным транспортом: в советское время поездка на метро или автобусе стоила пятачок, но и качество транспорта было соответствующим. Сегодня билет гораздо дороже, но зато и остановки, и автопарк, и метро выглядят и работают на хорошем уровне. И вообще, цены у нас растут уже четверть века, не пора ли привыкнуть?
А как насчет качества услуг? Владимир Бессонов разводит руками: смотря с чем сравнивать...
Россияне не то чтобы привыкают, но, скажем, подстраиваются, есть даже передовики. Программист Сергей Рыжиков из Калининграда установил на крыше своего дома солнечные батареи, сообщают СМИ. Теперь электричества хватает не только на сам дом — излишки идут в городскую электросеть. Пример радостный не только для властей, но и для простых соотечественников Сергея: значит, выживем.
Брифинг
Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ
— Недавно ФАС выступила с инициативой: индексировать некоторые тарифы дважды в год — 1 января и 1 июля. Как вам это относительно ЖКХ?
— На протяжении нескольких лет стоимость коммунальных услуг растет только один раз в год, летом. Раньше тарифы росли дважды за 12 месяцев, и все это признали неудобным. Мы и до сих пор так думаем. Лучше один раз менять плату, чем дергать людей дважды. Повторю, позиция Минстроя: два раза повышать тарифы не нужно.
Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ
— Сфера ЖКХ еще в 1990-е годы никого не привлекала. Сейчас все вдруг поняли, что это золотое дно. В какой момент?
— Тогда денег просто не было. Сейчас мы стали платить не 10 рублей при зарплате 130 рублей, а гораздо больше — платежи уже кусаются. В ЖКХ появились живые деньги — постоянный источник дохода. И разговоры о том, что у нас граждане — неплательщики, пусть оставят при себе те, кто эти разговоры затевает, потому что у нас основная задолженность в коммунальной сфере — неотключаемые потребители, то есть предприятия, работу которых нельзя остановить.
Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль"
С этого года платежи повышаются на трехлетний период. Но я вот задаюсь вопросом: почему эти платежи должны расти везде, всегда, в каждом регионе? Эти решения нужно отдавать на откуп субъектам. Пусть они проанализируют состояние своих предприятий. В одном регионе расценки давно не повышались и занижены. Где-то предприятия разваливаются — тогда, конечно, придется повышать. А вот в Воронеже, например, проанализировали расходы местного водоканала и поняли, что тариф сильно завышен. Надо перестать говорить о том, что тарифы у нас обязательно должны расти и что это чуть ли не природная закономерность. Надо решать проблему точечно.