МЭА предсказало газу рынок потребителя
Поставщиков, в том числе «Газпром», ждут тяжелые времена
Мировой газовый рынок ждет замедление роста и длительный период низких цен, вызванный переизбытком предложения, говорится в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). В Европе «Газпрому» и другим традиционным поставщикам придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны СПГ, считают в МЭА, что потребует от российской компании новых подходов к ценообразованию, если она не хочет потерять долю рынка.
Спрос на газ в мире до 2021 года будет расти в среднем всего на 1,5% в год, что почти на 45% ниже, чем в предыдущие десять лет, говорится в новом среднесрочном прогнозе МЭА о рынке газа. По мнению агентства, спрос на газ в США и Европе будет стагнировать, в то время как азиатские рынки, особенно Китай, не оправдывают прежних ожиданий по росту потребления газа. Так, в 2015 году спрос на газ в Китае вырос всего на 4%, тогда как в предыдущие пять лет он увеличивался в среднем на 15% в год. Проблема в том, что, несмотря на снижение стоимости газа в Азии, который торгуется с привязкой к цене нефти, уголь все же остается по-прежнему дешевле для потребления в электрогенерации, тогда как возобновляемые источники энергии активно субсидируются государством. Хотя власти КНР декларируют переход с угля на газ из экологических соображений, остается неясным, насколько быстрым будет этот переход. Проблема спроса на газ в Китае остается ключевой для динамики всего мирового рынка в ближайшие годы. Если замена угля газом будет происходить достаточно быстро (это практически полностью зависит от регуляторных решений), то среднегодовой рост потребления газа в стране может составить 9%. Если же китайские власти не будут форсировать процесс, то с учетом растущей энергоэффективности китайской экономики потребление газа может вообще не вырасти — в таком случае низкие цены на рынке сохранятся далеко за пределами 2020 года.
Сложная ситуация со спросом дополняется выходом на рынок множества проектов СПГ — контракты на этот газ уже заключены, и поэтому эти объемы мало эластичны по цене. Поэтому МЭА ожидает, что ребалансировка газового рынка займет значительно больше времени, чем в случае нефти, где агентство ожидает устранения большей части профицита предложения в 2017 году. Поскольку практически весь газ в Азии и значительная часть газа в Европе привязана к нефти с точки зрения ценообразования, то для традиционных поставщиков возникнет сложная ситуация. Если цены на нефть вырастут, а профицит газа на рынке сохранится, поставщикам придется либо идти на уступки в ценообразовании, либо терять долю рынка в пользу более дешевых объемов. Особенно жесткая конкурентная борьба может разгореться на традиционном для «Газпрома» европейском рынке, куда неминуемо придет американский и катарский СПГ. В этой связи потребители будут требовать от поставщиков перехода на более гибкие, краткосрочные контракты, а также спотовое ценообразование, чтобы иметь возможность воспользоваться благоприятной конъюнктурой.
Таким образом, перспективы «Газпрома» на европейском рынке зависят от того, как компания адаптируется к этим изменениям. Монополия рассчитывает на появление после 2020 года дополнительной рыночной ниши для своего газа из-за падения собственной добычи в Европе. По оценке МЭА, потребности Европы в импорте газа до 2021 года вырастут на 40 млрд кубометров, однако большую часть этого объема могут получить поставщики СПГ.
Как Газ пошел в рост
Поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье в мае составили около 14 млрд кубометров. Они выросли на 3% против падения на 3% в апреле. Стоимость российского газа за пределами СНГ, по расчетам ФАС, в мае составила $160 за тысячу кубометров. В дальнейшем, как рассчитывают в монополии, цена будет продолжать расти вслед за стоимостью нефти. Читайте подробнее