С автоматом против кризиса
Вендинговый бизнес находит возможности для развития в условиях снижения спроса
На текущий момент в РФ около 165 тыс. вендинговых автоматов (не учитывая платежных терминалов). По мнению аналитиков, к 2020 году общее число автоматов может удвоиться. Драйвером роста рынка будет вендинг упакованных пищевых продуктов.
Есть куда расти
Эксперты констатируют, что вендинг сумел пережить пик кризиса с минимальными потерями, уходов игроков с рынка в 2015 – начале 2016 годов не зафиксировано. «Вендинг — отличный формат канала сбыта небольшой по размерам продукции, от продуктов питания до журналов, газет и сувениров. Он требует минимальной аренды, от 1 кв. м, и розетки. Никаких затрат на продавца, никаких лишних расходов на социальные гарантии и прочие издержки»,— комментирует старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. По оценкам аналитиков, вендинг более адаптивен и находит возможности компенсировать спад продаж. «В целом отрасль чувствует себя относительно неплохо и по-прежнему растет. Компании ищут новые ниши, внедряют современные технологии, а некоторые даже наращивают производство»,— отмечает Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Эксперт добавляет, что постепенно увеличивается число компаний, дополняющих свои каналы сбыта вендинговыми аппаратами.
Массовый потребитель уже научился пользоваться вендинговыми автоматами, повысилась общая лояльность к покупкам через автоматы. Рост популярности вендинговых автоматов в России, по мнению экспертов, находится где-то на уровне 20–25% в год.
Помимо количественного роста, на рынке вендинга велик потенциал роста качественного, из 165 тыс. учтенных аналитиками вендинговых автоматов современных устройств, оснащенных связью, позволяющей проводить мониторинг/телеметрию и/или удаленно управлять автоматом, всего около 19 тыс., отмечает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Те, кто готов инвестировать в технологии, смогут дополнительно снизить издержки за счет более эффективного маркетинга. Кроме того, вендинговый автомат может приносить дополнительный доход, считает Анна Бодрова. «С конца 2015 года вся не используемая в обслуживании клиента поверхность вендингового автомата остается рекламодателям. Реклама приносит хороший доход и как минимум оправдывает размещение самого аппарата»,— поясняет эксперт.
Отечественное или подержанное
Основной негатив, который испытали участники вендингового рынка с началом кризиса, был связан со снижением курса российской валюты. «На фоне ослабления рубля существенному удорожанию подверглись импортные комплектующие и ингредиенты. Затраты на покупку и содержание импортных автоматов выросли в разы»,— поясняет Екатерина Сойак. Ситуация заставила бизнес переориентироваться на отечественного производителя. «Спрос на импортное оборудование упал. Но продажи вендинговых машин нашего производства за 2015 год выросли вдвое, и объемы заказов продолжают расти,— отмечает Татьяна Шубина, специалист по связям с общественностью торгово-производственной компании VendShop (производителя вендингового оборудования). Российские производители продукции для вендинговых машин стараются развернуть девальвацию рубля и общую неблагоприятную ситуацию с импортными товарами в свою сторону, расширяя ассортимент предлагаемых товаров. Так, компания «Алмафуд» планирует в 2016 году модернизацию и расширение собственного производства, а также развитие сервисного направления — оказания полного комплекса услуг по производству кофе и кофейных продуктов под частной маркой заказчика. «В начале 2016 года производители начали говорить о резком росте спроса на бывшие в употреблении вендинговые аппараты — их цена на 20–25% ниже стоимости нового оборудования, легкий ремонт и улучшение внешнего вида предполагают незначительные траты, которые не перекрывают дисконта по сравнению с ценой аппарата в заводской упаковке»,— добавляет Анна Бодрова.
Южные преимущества
Показательно, что статистика продаж автоматов в начале 2016 года говорит о расширении вендингового бизнеса не только в столицах, но и в регионах. «По данным электронной торговой площадки Allbiz, за первые четыре месяца 2016 года объем продаж вендингового оборудования достиг почти половины годовых продаж прошлого года в этой категории»,— комментирует Юлия Джанибекова, руководитель пресс-центра международного центра интернет-торговли Allbiz в России. Наибольшее количество запросов на вендинговое оборудование в онлайне, по данным эксперта, в прошлом году поступало из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Свердловской, Воронежской и Кировской областей. В этом году к лидерам рынка вендинга присоединились Ростовская и Рязанская области.
Татьяна Шубина отмечает, что около 80% поставок компания VendShop осуществляет именно в регионы. «Конкуренция в регионах значительно меньше, поэтому сейчас можно занять отличные места и получать достойную прибыль»,— считает эксперт. «В регионах присутствуют крупные федеральные вендинговые сети, но при этом выше доля частных предпринимателей, которые устанавливают свои аппараты и сами их обслуживают»,— добавляет Антон Шкитин, исполнительный директор компании Velesven (кооперативная вендинговая компания). Эксперты согласны, что активное развитие вендинга в регионах, в частности на юге России, объясняется еще и активностью малого бизнеса, его поддержкой со стороны региональных властей. «Активная поддержка властей на местах и повышение лояльности потребителей — это тот тренд, который позволил в 2015 году зафиксировать положительные темпы роста бизнеса и испытывать сдержанный оптимизм в отношении развития ситуации в этом году»,— комментирует Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center.
Юг России наряду с этим имеет географические преимущества для развития вендинга. Обилие отдыхающих обеспечивает рост «быстрых» продаж. Положительным фактором для вендинга становятся и события международного масштаба (проведение игр ЧМ-2018 в Ростове и Волгограде). Это привлекает большой поток туристов, которым удобно совершать мелкие покупки «на ходу». Если в городе с населением 500 тыс. человек разумно установить не более 250 вендинг-автоматов одного вида, то «потоковые» туристические населенные пункты имеют гораздо большую емкость, уверена Екатерина Сойак.
Выгодный стартап
Преимуществом вендинга аналитики считают относительно низкие риски стартапов. «Вендинговый бизнес наряду с покупкой франшизы остается одним из самых легких путей начать свое дело,— поясняет Станислав Вернер.— Успех в этом бизнесе заключается в удачном определении места размещения автоматов вблизи мест большого скопления потенциальных покупателей и правильном выборе тех продуктов и услуг, которые могут их заинтересовать». Количество субьектов бизнеса, занятых в вендинге, может расти даже в кризис. «Когда я начинала вендинговый бизнес в Ростове-на-Дону, в стране тоже был кризис, — делится совладелец вендинговой сети «КофеКекс» Ольга Струговцова.— Суть вендинга такова, что стоимость покупки не превышает 100 руб. — ее может себе позволить каждый. При этом вендинг предполагает работу с наличными деньгами, что исключает наличие дебиторской задолженности и т. п. Ко всему прочему для оперирования большим парком автоматов нужен небольшой штат сотрудников».
Участники рынка добавляют, что некоторые «очевидно успешные» места далеко не всегда являются таковыми. «В сетях АЗС неоднократно пытались организовать продажи кофе через вендинговые автоматы. Казалось, что ситуация располагает к этому. Операторы станции загружены на основной работе, поэтому „шкаф“ в углу, который не требует особого внимания, а покупатель обслуживает себя сам,— отличный выход. Оказалось, нет. Основное преимущество вендинга — дешевизна продукта — в данном случае не сработало,— рассказывает Александр Кузьмин, генеральный директор «РусХолтс».— Автомобилисты — люди, которые привыкли к определенному уровню сервиса, их не убедить, что кофе из автомата — это их выбор».
Остальные объективные сложности легко преодолеваются верно выбранной стратегией. «Даже в тех регионах, где население экономит буквально на всем, могут быть успешные кейсы построения вендингового бизнеса. Например, молокоматы, где цена на литр молока конкурирует с ценами в супермаркетах»,— приводит пример Екатерина Сойак.
К развитию готов
Будущее рынка вендинга в 2016 году эксперты оценивают позитивно. «В ближайшее время этот рынок сохранит высокие темпы роста, несмотря на слабый платежеспособный спрос и сложную рыночную конъюнктуру,— прогнозирует Тимур Нигматуллин. «Однако те проблемы, с которыми столкнулся вендинговый бизнес в 2015 году, останутся актуальными и в 2016-м,— предупреждает Станислав Вернер.— Это неопределенность курсовой динамики и дальнейший спад реальных доходов населения. Эти факторы продолжат оказывать давление на рентабельность бизнеса, заставляя повышать его эффективность: чаще искать более выгодные локации для размещения, использовать лизинг, переходить на более функциональные аппараты и искать более выгодных поставщиков».
В числе качественных изменений рынка эксперты называют рост ассортимента вендинговых автоматов и изменение формата вендинга. Станислав Вернер рассказывает, что развитие идет в сторону установки аппаратов по продаже непродовольственных товаров (к примеру, контактных линз, цветов). «Следующим этапом будет переход к функциональным автоматизированным магазинам, где можно будет купить то, что в первую очередь может понадобиться дома, от еды до зубной щетки»,— считает эксперт. «Вендинг является прекрасным каналом сбыта для производителей абсолютно разной продукции, и мы, адаптируя автоматы под любой товар, видим, что этот канал все активнее используется производителями. Уже сейчас проявляется и развивается тенденция покупки автоматов под нестандартную, непривычную для продажи через автомат продукцию»,— согласна Татьяна Шубина.
Большим преимуществом вендинга эксперты считают широкие возможности его интеграции в инфраструктуру города. Они не исключают, что власти в регионах по примеру Москвы будут поддерживать вендинг не только в рамках общих программ поддержки МСБ, но и как конкретный вид бизнеса. Так, в 2015 году был введен понижающий коэффициент для торговых аппаратов, объявлен конкурс на установку 450 вендинговых аппаратов в московском метрополитене, а в феврале текущего года проведены торги на места под размещение торговых автоматов в пешеходных тоннелях Москвы.
«Развитие действующих крупных игроков рынка, скорее всего, будет заключаться в кооперации и консолидации усилий, что позволяет снизить издержки и дать толчок в развитии для всех его участников,— прогнозирует Ольга Струговцова.— Получат шанс на успешный старт вендинговые проекты с новыми нестандартными предложениями. К примеру, сейчас в Ростове появились автоматы с игрушками, аксессуарами для телефонов, линзоматы. Кроме того, более широкое распространение получат инициативы предпринимателей по использованию возможностей вендинга как дополнения к основному бизнесу (вендинговые автоматы в кафе или фитнес-зале)».