Вопрос цены
Дмитрий Эдерман, генеральный директор аналитического сообщества ThetaTrading
Российский рынок вендинга пока еще находится на ранней стадии развития, насыщенность розничной торговли торговыми автоматами находится на очень низком уровне по сравнению с развитыми странами Европы, Азии и Америки, особенно в российской провинции.
Потенциал роста этого рынка в России пока еще довольно велик. Даже в мегаполисах насыщенность рынка автоматами еще не достигла 100%. А в регионах этот показатель зачастую не достигает и 50% от потенциала. По некоторым оценкам, к 2020 году общее число автоматов может удвоиться.
Начальные инвестиции в старт вендингового бизнеса оцениваются сейчас на уровне 200–250 тыс. руб. Всего лишь пару лет назад «стартануть» можно было раза в два дешевле. Ситуацию изменила девальвация рубля, поскольку автоматы и ингредиенты в этом бизнесе используются импортные. В России одними из самых распространенных являются итальянские машины. Стоимость одного автомата зависит от его емкости, а также от того, новый он или б/у. Например, новый кофейный автомат емкостью на 200 стаканов можно купить за 90–100 тыс. руб., а емкостью на 600 стаканов — за 300 тыс. Однако новички зачастую предпочитают начинать с б/у автоматов — они стоят примерно на 40% дешевле.
Окупаемость инвестиций в этом бизнесе полностью зависит от того, насколько удачно вы разместили свой аппарат. Совершенно понятно, что автомат, стоящий в безлюдном месте, может не окупиться вообще никогда, в то время как машина, установленная в оживленном месте, да еще при отсутствии конкуренции, может окупиться за несколько месяцев. В среднем на хорошем месте новый автомат окупается за девять месяцев, б/у — за полгода.
Что касается перспектив вендинга в 2016 году, то я их оцениваю осторожно позитивно. Совокупная выручка отрасли в этом году может продемонстрировать рост примерно на 10% по сравению с прошлым годом. Драйвером роста рынка будет вендинг упакованных пищевых продуктов. При этом основным фактором роста будет не увеличение выручки в расчете на одного клиента (она, наоборот, может сократиться из-за ослабления покупательной способности населения), а увеличение количества потребителей.