Зомби замедленного действия
Кого разочарует долгожданная экранизация романа Стивена Кинга «Мобильник»
На безрыбье середины лета кинотеатры зазывают публику посмотреть экранизацию романа Стивена Кинга "Мобильник", снятую режиссером Тодом Уильямсом. Пугать будут зомби-апокалипсисом, но не простым, а произошедшим по вине мобильных телефонов.
Книга, по которой сделали фильм, вышла десять лет назад и была весьма успешной: по крайней мере критики ее хвалили, читатели раскупали, а голливудские эмиссары толклись на пороге писательского особняка с предложениями денег за киноправа. Но как только договор был подписан, началась чертовщина, которая часто происходит с кинговскими экранизациями.
То есть сначала все шло по довольно оптимистичному сценарию: на главные роли пришли Джон Кьюсак и Сэмюэл Л. Джексон, уже игравшие вместе в киноверсии рассказа Кинга "1408". Самого писателя допустили к написанию сценария, и он, воспользовавшись авторским правом, изменил финал истории, на который жаловались многие читатели. На место режиссера сначала прочили Эли Рота ("Хостел"), но потом взяли Тода Уильямса, когда-то снявшего очень успешный сиквел ужастика "Паранормальное явление". Съемки благополучно завершились, и к концу зимы 2014 года практически все было готово. А вот затем все пошло наперекосяк. И главную вину следует возлагать на кинокомпанию Clarius Entertainment, которая оказалась первой в очереди на прокат картины в США. Фирма появилась в качестве одной из первых попыток перенести опыт IT-стартапов в киноиндустрию. Запуск инновационного проекта наделал немало шума в профильной прессе, но вышло так, что практически все постановки, за которые бралась Clarius Entertainment, либо с треском проваливались, либо вовсе не выходили на экраны. "Мобильник" чуть было не угодил во вторую категорию, по крайней мере ему пришлось провести в подвешенном состоянии два года. За это время большинство создателей фильма отодвинули от процесса, поэтому, к примеру, Джон Кьюсак не знал, что ответить на вопрос фаната, когда хотя бы трейлер у постановки появится. В результате американский прокат подхватила компания Saban Films, специализирующаяся на картинах категории "B", а промокампания "Мобильника" кое-как стартовала только в апреле нынешнего года.
Понятно, что ничего хорошего такая суета фильму не принесла. Трудно сказать, кто отвечал за окончательный монтаж, отправленный в киносети, но критики своими отзывами превратили постановку в мелкий фарш. Большинство сошлось на том, что это одна из худших киноадаптаций Стивена Кинга за всю историю. А зрители, успевшие ее увидеть, сообщили, что едва ли не единственным занятным эпизодом в фильме оказался вокализ Эдуарда Хиля "Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой", более известный в интернете как "Трололололо", который доносится изнутри спящих телефонных зомби. Постановке прочат оглушительный провал и мизерные кассовые сборы, которые невозможно будет сравнить с начальными вложениями, потому что прокатчик решил не оглашать сумму производственного бюджета. Стивен Кинг пока никаких комментариев на эту тему не сделал, но ясно, что ему опять не повезло. Чтобы пересчитать по-настоящему хорошие экранизации произведений Кинга, хватит пальцев на двух руках. А если захочется пересчитать те, которые собрали более или менее приличную кассу, достаточно пальцев на одной.
Замыкать такой список будет работа Лоуренса Касдана "Ловец снов" 2003 года. Не самый удачный роман Кинга (сам писатель открыто признавался в нелюбви к нему) был обречен превратиться в такой же не самый удачный фильм. Создатели, потратив $68 млн, смогли заработать только $75,5 млн, то есть коэффициент кассового успеха (ККУ) фактически провальный — 1,11. Да и критики не пощадили. Неудивительно, что участие в этом проекте чуть не сломало режиссеру карьеру.
На четвертом месте в рейтинге кассовых экранизаций — современное переосмысление первого успешного романа писателя "Кэрри", снятое в 2013-м Кимберли Пирс. Картина, вышедшая в отечественном прокате под названием "Телекинез", получила немало приятных слов от критиков за игру актеров, вернее, актрис — Джулианны Мур и Хлои Грейс Морец, но наслушалась жалоб за предсказуемость и нестрашность. Впрочем, на потраченные $30 млн она ответила $85 млн заработков, что дает весьма приличный ККУ 2,83.
Третью позицию удерживает работа Дэвида Кеппа "Тайное окно". Повесть, по которой он снят, относится к лучшим произведениям Кинга. Однако в виде фильма она отчего-то потеряла львиную долю привлекательности, не обрадовала критиков, которые наваляли всем подряд, включая Деппа, ну и зрителей не слишком возбудила. Потраченные Columbia Pictures $40 млн производственного бюджета вернулись в кассу $92,9 млн (ККУ 2,32) — едва-едва хватило, чтобы признать постановку окупившейся.
До второго места добралась экранизация рассказа "1408", созданная в 2007 году шведским режиссером Микаэлем Хофстремом. Как говорилось выше, главные роли в этом фильме, как и в "Мобильнике", сыграли Джон Кьюсак и Сэмюэл Л. Джексон, вот только его прокатная судьба сложилась гораздо счастливее, чем у нынешнего релиза. Критикам он откровенно понравился, в том числе из-за великолепной игры Кьюсака, студия MGM потратила на его изготовление всего $25 млн, а зрители натащили в кассу аж $132 млн, что дает лучший ККУ в рейтинге — 5,28.
Ну а возглавляет список самых кассовых экранизаций по Кингу редкое явление — фильм, в равной степени обаявший критиков, американских киноакадемиков и зрителей во всем мире. Речь о постановке Фрэнка Дарабонта "Зеленая миля" 1999 года. Литературный первоисточник был великолепен, киноверсия не уронила планку: рейтинг на Rotten Tomatoes — 80%, четыре номинации на "Оскар" (правда, ни одной выигранной премии) и солидные $290,7 млн в кассе. А поскольку бюджет был относительно невелик — $60 млн, то и ККУ получился на загляденье — 4,84 пункта.