«Охота» крепкое
«Машина военная – скорость офигенная»
В феврале 2016 года Ульяновский автозавод объявил о возобновлении выпуска модели «Хантер». Не прошло и двух месяцев с момента его окончания. Хотя «Соллерс», владелец УАЗа, долго готовился к тому, чтобы избавиться от дембеля-ветерана – армия отказалась от закупок «Хантера» в 2011 году. Первая информация о намерении прекратить выпуск «Хантера» появилась в 2013 году, а в 2015-м завод выпустил «Победную серию» и объявил, что она будет прощальной. Однако проверенный временем боец снова в строю, он пережил британскую знаменитость Land Rover Defender и выпускается дольше, чем Mercedes-Benz G-Klasse.
Валерий Чусов, Фото: УАЗ
Возможность свободно приобрести советский армейский внедорожник – одна из несомненных побед демократии и рыночных отношений. В СССР даже гражданская версия нашего героя, УАЗ-469Б, не предназначалась для продажи частным лицам, что, разумеется, делало автомобиль еще более желанным.
Хотя исполнение жестких требований Министерства обороны и естественное для этого типа машин стремление сэкономить сделало УАЗ-496 образцом превосходства практичности над комфортом. Удовольствие от управления этой машиной может испытывать разве что солдат-срочник, имея в виду альтернативу в виде марш-броска с полной выкладкой. Либо очень философски настроенный водитель, удовольствие для которого заключается в преодолении бездорожья и движении в выбранном направлении. «УАЗ», как и любой армейский внедорожник, можно считать чистым воплощением главной функции – преодоления бездорожья. За 44 года выпуска этот УАЗ, конечно, стал ближе к обычным автомобилям, но все-таки в поездке на нем и сейчас есть что-то героическое.
Старше, чем кажется
Хотя по сравнению с предшественником – ГАЗ-69 – ульяновский внедорожник был почти роскошным. Здесь появился отопитель, который дул нагретый воздух не только на ветровое стекло, но и подавал его к ногам водителя и переднего пассажира. И стекла в жестких рамах на дверях вместо брезентовых вставок. Может быть, именно техническое совершенство стало одной из причин очень долгого пути УАЗ-469 на конвейер. В СССР многие разработки годами отлеживались на полках, но ульяновская модель претендует на рекорд: испытания машины были полностью завершены к 1965 году, а на конвейер она встала в конце 1972-го! И то, по легенде, исключительно потому, что представитель завода сумел проникнуть в Завидово и показать машину лично Леониду Брежневу – любителю автомобилей и охоты. И только тогда упиравшемуся Минавтопрому прямо из ЦК КПСС было дано указание начать выпуск новой модели.
Появился отопитель, который дул нагретый воздух не только на ветровое стекло, но и подавал его к ногам водителя и переднего пассажира
На самом деле вполне могло обойтись и без генсека. Конец 60-х был временем расцвета советского автопрома: именно тогда появились вполне соответствующие мировому уровню новые модели, ГАЗ-24 и «Москвич-412», но все они требовали денег на освоение. Не говоря уже о строящемся автогиганте в Тольятти и разворачивающемся производстве «Москвичей» в Ижевске.
Автомобили, и продукция УАЗа в том числе, приносили СССР немало валюты благодаря экспорту, но этого было недостаточно. До нефтяного кризиса 1973 года, который многократно увеличил доходы Советского Союза от нефти и газа, было еще далеко. Поэтому Минавтопром мог оттягивать запуск нужной военным машины из-за банальной нехватки денег.
Как бы там ни было, в конце концов решение было принято, и 15 декабря 1972 года без остановки производства завод в Ульяновске перешел на принципиально новую модель – с ГАЗ-69 образца 1953 года на УАЗ-469, разработанный в 1965-м.
Универсал!
При создании «Хантера» в начале нового века УАЗ много внимания уделил интерьеру. Заводчане постарались придать спартанскому салону хоть какой-то комфорт. К тому же ради повышения уровня пассивной безопасности надо было прикрыть хотя бы часть металла пластиком и хоть как-то улучшить шумоизоляцию.
Но и теперь в салоне видны участки окрашенного металла, хотя раньше защитный цвет, в который красили УАЗы, в салоне доминировал. Двери по-прежнему закрываются со звуком, который наиболее точно описывает слово «лязгание». Окна в «Хантере» открываются – но сдвигаются не вниз, как мы привыкли, а вбок. В 469-м было еще проще: открывались только треугольные форточки. А на лето – или для стрельбы из машины, – можно было снять надставку со стеклом. Зато двери у «Хантера» как были, так и остались взаимозаменяемыми, можно поставить передние на место задних.
Примитивность конструкции кузова — лишь следствие назначения автомобиля
Создавая 469-й, ульяновские конструкторы должны были заменить сразу две модели: восьмиместный трехдверный ГАЗ-69 и пятиместный, почти легковой ГАЗ-69А. Новая машина получила кузов, который можно описать как «фаэтон-универсал». Тут вам и мягкий складной тент, и задний борт, который открывал доступ в багажник с двумя откидными сиденьями, и средний диван, который можно было сложить или снять. Кстати, спинки этого трехместного ряда были раздельными, так что уже в 60-е в Ульяновске была реализована обычная нынче схема раздельного складывания. Армейская специфика наложила свой отпечаток: передние сиденья в продольном направлении надо было не двигать, а переставлять, выбрав одно из трех положений. Наклон спинки можно было выбирать – сильный или не очень. Да, только два варианта! Сегодня на «Хантер» ставят современные кресла, которые не требуют гаечного ключа для регулировки. И крыша у него металлическая, а не брезентовый тент. Но остались приборы в центре панели. Чуть гуманнее сегодня выглядят органы управления: клавиши получили обозначения, и водителю уже не надо учить назначение каждого переключателя или действовать методом тыка. Но расположены они примерно так же, как и в былые времена.
Примитивность конструкции кузова – лишь следствие назначения автомобиля. Как и, мягко говоря, не слишком дружелюбный интерфейс – усилия на рычагах и расположение разнообразных органов управления рассчитаны на человека с хорошей подготовкой. Жаль, что у УАЗа не было столько же денег, сколько у Daimler-Benz в 80-е: если бы в Ульяновске потратили на модернизацию модели столько же, сколько в Штутгарте и Граце, мы сейчас имели бы реального соперника Gelandewagen.
Классик
Но недостаток комфорта компенсируют внедорожные возможности. По конструкции «УАЗ» – классик из классиков. Рама, подключаемый привод на передние колеса с понижающей ступенью в раздаточной коробке, зависимая подвеска на рессорах впереди и сзади. При разработке 469-го рассматривалась и независимая торсионная подвеска, но требования заказчика в итоге вынудили выбрать классическую схему с листовыми рессорами. Потому что надо было обеспечить дорожный просвет 400 мм! В конечном итоге военные удовлетворились 300 мм, но и этого результата удалось добиться только с помощью колесных редукторов. Их разрабатывал Георгий Мирзоев, будущий главный конструктор ВАЗа. Именно он предложил использовать редукторы внутренним зацеплением – вложенная внутрь зубчатого колеса шестерня уменьшила габариты редуктора, и это помогло решить вопрос с понижением центра тяжести машины, хотя и ценой уменьшения дорожного просвета. Но все равно автомобиль получился очень высоким.
Вопрос уменьшения габарита для транспортировки решался убиранием тента и откидыванием ветрового стекла. А вот с устойчивостью, говорят, было хуже. Минобороны даже писало на УАЗ и в Минавтопром письма, в которых машину называли «убийцей советских офицеров». Но решить вопрос в рамках заданных параметров по проходимости, надежности и стоимости было невозможно, так что УАЗ ограничился рекомендацией лучше готовить водителей.
А вот встроить в привод тормозов антиблокировочную систему так и не удалось
Впрочем, для гражданки выпускалась модель без редукторов – 469Б, в 1985 году переименованная в 31512. Именно она послужила основой для создания в 2003 году UAZ Hunter.
«УАЗ» нового века получил новую переднюю подвеску – место листовых рессор заняли пружины, передние тормоза стали дисковыми, появился гидроусилитель руля. Металлическую крышу, двухконтурный привод и усилитель тормозов машина получила в ходе предыдущих модернизаций, еще не будучи «Хантером». Но даже у него были варианты с двумя рычагами управления «раздаткой» – один для подключения переднего моста, и второй для включения понижающего ряда. Теперь используется один рычаг вместо двух, снижены усилия на органах управления.
И конечно, автомобиль по возможности довели до современных стандартов – двигатель с впрыском топлива соответствует нормативам «Евро-4». А вот встроить в привод тормозов антиблокировочную систему так и не удалось, да и на подушки безопасности решили не тратится. Но покупателям «Хантера» ведь это и не нужно – их интересует либо цена, либо слава последнего советского армейского внедорожника и аура простой, но эффективной конструкции. Вопрос только в том, как долго продержится этот спрос и сможет ли УАЗ ради этого спроса вписываться в ужесточающиеся нормативы по безопасности и экологии.
Еще пять поводов гордиться УАЗ-315195 «Хантер»
Все российские внедорожники время от времени называют «козлами». Это прозвище достается им по наследству: «козлом» изначально называли ГАЗ-67Б, который из-за короткой базы действительно двигался не слишком плавно.
УАЗ-469 нарисовал Альберт Рахманов, выпускник МАМИ и автор знаменитой эмблемы УАЗа, позже возглавивший художественно-конструкторское бюро завода.
В 1974 году три УАЗ-469 стали первыми автомобилями, которые поднялись на Эльбрус. Они покорили высоту в 4200 м. Машины практически не отличались от серийных – была только доработана подвеска.
В 2010 году УАЗ «Хантер» установил мировой рекорд по числу людей в автомобиле. В машину влезли 32 человека, и с такой нагрузкой наш герой проехал 10 м, необходимые для фиксации рекорда.
УАЗ-469 поставляли в 80 стран мира, и в некоторых из них была налажена сборка. УАЗы делали в Азербайджане, на Кубе, во Вьетнаме, в Германии...