Мост развел Петербург
Общественность и оппозиция продолжают борьбу с наименованием
Власти Петербурга приняли решение назвать один из городских мостов именем первого чеченского президента Ахмата Кадырова. Это произошло, несмотря на протесты горожан, деятелей культуры и оппозиционных депутатов. В городском комитете по культуре инициативу называют "прививкой толерантности, доброты и широты души" и утверждают, что протест намеренно раздувается политиками в рамках предвыборной кампании. Оппоненты хотят через прокуратуру добиться признания решения губернатора незаконным и обещают "взять Смольный измором".
Губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление о присвоении безымянному ранее мосту в Красносельском районе города имени Ахмата Кадырова. Такую рекомендацию в конце мая вынесла городская топонимическая комиссия. Инициативу активно лоббировали городские чиновники, в частности вице-губернатор по культурной политике Владимир Кириллов и глава комитета по культуре Константин Сухенко. Господин Сухенко не отрицает, что членов комиссии, настроенных голосовать против этой инициативы, приглашали на беседы в Смольный и пытались переубедить. В итоге решение было вынесено с небольшим перевесом голосов.
Около 1,5 тыс. петербуржцев в начале июня вышли на митинг против появления в городе "кадыровского моста". Петицию на сайте change.org с аналогичным требованием подписали более 90 тыс. человек. Резко против высказались также петербургские деятели культуры — режиссер Александр Сокуров, актер Олег Басилашвили, историк Лев Лурье.
Константин Сухенко заявил "Ъ", что решением губернатора удовлетворен. "Отвечать отрицательно в этой ситуации было нельзя — это было бы плохим сигналом для чеченцев и всех мусульман, которые живут в Петербурге. Каждой национальности или конфессии важны знаки лояльности со стороны властей",— добавил он. По его словам, появление в городе моста имени Ахмата Кадырова — "прививка толерантности, доброты и широты души" для петербуржцев, которая необходима, чтобы не выглядеть в глазах других "озлобленными недотрогами". "Как ни крути, Кадыров — герой России, остановивший войну в Чечне. Руководствоваться в наименовании объектов только тем, сделал ли человек что-то конкретно для Петербурга, нельзя",— указал он.
По словам чиновника, протесты "отчасти генерируются искусственно, отчасти преувеличиваются теми силами, которым это выгодно в рамках предвыборной кампании". Главные противники наименования моста, депутаты городского парламента из фракции "Яблоко" и группы Максима Резника, между тем уже направили обращения в прокуратуру с требованием проверить законность решения губернатора, обращая внимание, что постановление подписано до истечения срока антикоррупционной экспертизы. Они также отмечают, что мост имени Ахмата Кадырова не вписывается в топонимическую концепцию Красносельского района: объекты, расположенные вокруг, названы именами полководцев--защитников Ленинграда.
Депутат Максим Резник намерен "взять Смольный измором". "Мы будем использовать каждую юридическую зацепку, чтобы оспорить решение",— пообещал "Ъ" депутат, добавив, что считает происходящее "насилием над городом". Зампред фракции "Яблоко" Борис Вишневский тоже надеется добиться отмены губернаторского решения. Собранная "Яблоком" инициативная группа на прошлой неделе подала заявку на проведение общегородского референдума по вопросу, уместен ли в городе мост имени Ахмата Кадырова и нужно ли учитывать мнение депутатов и граждан при наименовании объектов в Петербурге.
Члены топонимической комиссии, которые голосовали против наименования моста, также возмущены. "Координаты деятельности комиссии сбиты. Теперь Смольному надо отдельную комиссию создавать — по вопросу о том, кого увековечивать, а кого нет. Чтобы эта комиссия взвешивала заслуги и решала, в чью честь назвать переулок, а в чью — проспект",— иронизирует член бюро комиссии, профессор Павел Скрелин. Краевед Андрей Зонин вовсе называет происшедшее "концом эпохи суверенитета Петербурга".
Отметим, вчера в Петербурге увековечили память генерала русской армии и маршала Финляндии Карла Маннергейма, что тоже вызвало немало споров среди горожан. Карл Маннергейм до 1917 года служил в русской армии, но в 1919 году стал регентом Финляндии. В 1939-1940 годах, во время советско-финской войны, командовал армией Финляндии, а во время Великой отечественной войны возглавлял наступление на карельском фронте. В 2009 году идея увековечить его память уже возникала, но власти города сочли ее нецелесообразной. В этот раз инициативу поддержали федеральные чиновники: вчера на церемонии установки мемориальной таблички в честь Карла Маннергейма присутствовали, в частности, глава администрации президента Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский.