«Нельзя говорить, что после смещения Вильданова комиссия будет работать лучше»
Глава Мособлизбиркома досрочно уходит в отставку
Ирек Вильданов подал заявление о сложении полномочий. Об этом в среду заявила глава ЦИК Элла Памфилова. По ее словам, Центризбирком ранее уже постановил выразить недоверие Вильданову. После комплексной проверки ЦИК раскритиковал работу своего подмосковного отделения. Как подчеркнула госпожа Памфилова, комиссия ангажирована и плохо реагирует на нарушения в ходе выборов. Председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.
В апреле в центре скандала оказались муниципальные выборы в подмосковной Барвихе. Тогда ЦИК отменил голосование из-за нарушений. Позже весь местный избирком досрочно сложил полномочия.
— Как вы считаете, с чем связана отставка главы Мособлизбиркома?
— У меня будет несколько неожиданное предположение. Дело в том, что Московская область — это регион, который выделяется среди других регионов, если не считать Москву и Санкт-Петербург, очень высокой стоимостью земли. Там всегда выборы проходили очень жестко, вплоть до кровавых столкновений. Кроме того, там достаточно много наблюдателей, которые были недовольны работой Мособлизбиркома. Особенно, когда еще Вильданов не был председателем, а председателем была Смирнова. Очень большое внимание уделяется Московской области, и поэтому естественно было, что претензий к Мособлизбиркому было очень много.
— Но все-таки скандал в Барвихе как-то повлиял на решение ЦИКа, как вам кажется?
— Скандал в Барвихе повлиял, это могло бы стать не то, чтобы последней каплей, но ярким штрихом, который очень сильно впечатлил нового председателя Центральной избирательной комиссии. До этого были еще более выдающиеся скандалы. Например, выборы в объединенное муниципальное образование Балашиха и Железнодорожный. В Железнодорожном несколько раз избивали наблюдателей, в последний раз даже было нанесено увечье наблюдателю. До этого были совершенно скандальные выборы в Солнечногорске. Поэтому Барвиха — это, скорее, был тот штрих, который произошел именно после назначения нового председателя Центризбиркома.
— Кстати, Памфилова недавно на должности главы ЦИКа, учитывая, что такое первое серьезное решение проводится, каких еще можно от нее ожидать решений или действий?
— Я напомню, что это не первое увольнение председателя крупного регионального избиркома. До этого был «уволен», смещен с должности Пучнин — это еще более крупная фигура, еще более крупный регион. Можно ожидать, я думаю, от нового главы Центризбиркома некоторого улучшения в двух направлениях. Во-первых, в направлении, связанном непосредственно с днем голосования и подсчетом голосов. Это общая тенденция, идущая из администрации президента — отказаться от прямых фальсификаций на федеральных выборах, чтобы не было явных подделок, неправильного подсчета и подделок протоколов. Эта тенденция идет еще с начала 2012 года. А насколько я понимаю, Элла Александровна в хорошем взаимодействии находится с Володиным, и поэтому в этом направлении можно ожидать улучшения непосредственно в день голосования. Я также ожидаю, что все-таки немножко смягчатся требования, которые предъявляются при регистрации кандидатов. Есть другие моменты в выборах, которые представляют собой серьезные изъяны, имманентные изъяны наших выборов, например, огосударствление средств массовой информации, которое не дает объективно равноправие кандидатов при агитации.
— Андрей Юрьевич, в других регионах что-нибудь подобное может произойти, отставки, проверки, чтобы не было такой чуровской вольницы?
— Да, может произойти в тех регионах, где существует более устойчивое гражданское сообщество, например, Пермь, Калининградская область, Иркутская область. В этих регионах, я думаю, тоже будет очень сильное давление на избирательные комиссии. И, наоборот, там, где наиболее серьезные происходят нарушения избирательных прав, это в первую очередь, конечно, Кавказ, во вторую очередь, допустим, Коми, Кемеровская область, — в этих регионах всегда были достаточно серьезные нарушения. Причем, нарушения по существу. Там как раз и наблюдательское сообщество развито не очень сильно, и там, по-видимому, не будет изменений.
— Допустим, происходят перестановки в областной комиссии, председателя меняют, и что, нарушеницй не будет больше? Это вопрос о роли личности в истории, так скажем.
— Конечно, ответ отрицательный. Ответ отрицательный в первую очередь потому, что избиркомы у нас не являются, как это положено по закону, какими-то независимыми органами, это все-таки органы, которые очень сильно контролируются администрацией, и реальными организаторами выборов является администрация, а не избирательные комиссии. Роль избиркомов здесь есть, но она не очень велика. Поэтому изменения ожидать в этом отношении не стоит. Более того, недавно территориальные комиссии заново формировались. А территориальные комиссии — это костяк системы избирательных комиссий. У нас в России 2750 комиссий. И они формировались точно таким же образом, как и раньше. Они представляют собой очень подконтрольные органы, подконтрольные администрации. Поэтому здесь изменений ожидать не стоит — это одна сторона дела.
А что касается избирательной комиссии Московской областной, то я вам скажу, что с моей точки зрения, поскольку я довольно давно знаю эту комиссию, там помимо Вильданова есть люди, которые уже существенно давно там работают, и внесли негативный вклад в практику московской областной избирательной кампании, что говорить о том, что после смещения Вильданова комиссия будет работать лучше, менее подконтрольно, по-моему, нельзя так говорить.