Дороги закатают в долг
Власти Башкирии узаконили дорожный ремонт в кредит за счет подрядчиков
В правительстве Башкирии решили распространить практику строительства социально важных объектов в кредит за счет подрядчиков на дороги. В кабмине считают, что это позволит сохранить темпы дорожного строительства и одновременно минимизировать нагрузку на бюджет в ухудшающихся экономических условиях. Схему планируют отработать на строительстве трассы Уфа-Затон, а до конца года — еще на 20 аналогичных контрактах. Участники рынка прогнозируют, что в такой отрасли как дорожное строительство рассрочка платежа приведет к уходу с рынка мелких и средних игроков.
Правительство Башкирии вчера опубликовало на официальном правовом портале постановление, разрешающее ремонт и строительство дорог в кредит за счет подрядчиков. С подрядными организациями предлагается заключать как минимум трехлетние контракты, предусматривающие авансирование 30% затрат на исполнение работ. Оставшуюся сумму подрядчик должен найти сам, исполнить контракт и затем, в течение двух лет, получить окончательный расчет от госзаказчика — муниципалитета или республики. За рассрочку платежа госзаказчик планирует индексировать исполнителю затраты по ставке 12,5% годовых.
Первым дорожным объектом, на котором планируют отработать новую схему, должна стать трасса Уфа-Затон. Как отмечается в постановлении кабмина, конкурс на право ее ремонта администрация Уфы должна объявить до 19 августа. Стоимость контракта в мэрии вчера не конкретизировали. «Давать оценку новой системе оплаты пока рано,— заявил „Ъ“ первый замглавы администрации города Салават Хусаинов.— Нужно понаблюдать, как она покажет себя в действии. На мой взгляд, это нормальный проект».
В госкомитете по транспорту и дорожному хозяйству республики, который стал инициатором введения практики, полагают, что она позволит сохранить темпы дорожного строительства и ремонта и в то же время снизит нагрузку на бюджет. У муниципалитетов, бюджеты которых в большинстве дефицитны, недостаточно средств для предоплаты за такие контракты, заявил телеканалу БСТ в начале недели председатель госкомитета Ильяс Муниров. Он добавил, что рассрочка платежа будет также стимулом подрядчикам «один раз и качественно сделать объект».
Как неоднократно сообщал „Ъ“, муниципальные и госзаказчики в республике имеют многолетнюю задолженность перед дорожными компаниями по оплате контрактов. В частности, им до сих пор не оплачены работы на объектах, построенных к прошлогодним саммитам ШОС и БРИКС. Стороны выясняют отношения в арбитражном суде.
В госкомтрансе планируют до конца года заключить по новой схеме около 20 контрактов на ремонт 314 км дорог в 16 муниципалитетах. Это практически 90% всего объема ремонтных работ.
В конце прошлого года кабмин одобрил строительство в кредит за счет застройщиков школ. Подрядчикам были предложены пятилетние контракты на строительство при авансировании 30% затрат. Оставшуюся часть власти обещают погашать с начислением 13,5% годовых (см. „Ъ“ от 6 ноября 2015 года). В конце года такие контракты стоимостью 780 млн и 456 млн руб. на строительство школ в микрорайонах Дема-8 и Колгуевском получили «Су-10» и трест «Башгражданстрой».
«У постановления есть два плюса,— считает директор ООО “Су-820“ Арсений Филиппов.— Поскольку такой контракт предусматривает выдачу банковской гарантии, нам не придется судиться за свои объемы с заказчиками. Во-вторых, проектом предусмотрен гарантированный объем работ. Но полагаю, что процент аванса в каждом случае следует все-таки рассматривать индивидуально».
Эксперт в области дорожного строительства, бывший заместитель гендиректора «Башкиравтодора» Николай Михайлов полагает, что участвовать в исполнении контрактов с рассрочкой платежа смогут только крупные подрядчики, имеющие диверсифицированный портфель заказов. «Дорожная отрасль очень материалоемкая. 90% затрат приходится на приобретение материалов,— отметил собеседник.— Следовательно, с таким авансированием госконтракта его смогут потянуть лишь компании, имеющие большие обороты, или те, для кого дорожное строительство — не единственный бизнес. Например, те, кто совмещает строительство дорог со строительством коммерческой недвижимости». «Для мелких предприятий эта практика плюсов не имеет,— согласен руководитель ООО “Служба заказчика СУ-10“ Эдуард Камалетдинов.— Видимо, с переходом на новую систему оплаты на рынке останется два-три монополиста. Ставка 12,5% годовых ниже средней банковской. Но при больших объемах работ она выглядит не так уж и плохо, лишь бы заказчик в полной мере и в срок исполнил взятые на себя обязательства». «Компании с небольшим оборотным капиталом должны будут уйти с рынка или перейти на субподряды»,— резюмировал Арсений Филиппов.