Перевозчикам пересчитают пассажиров
В Смольном предлагают поменять схему субсидирования городского транспорта
Как стало известно "Ъ", в Петербурге разрабатывают новую модель субсидирования расходов перевозчиков из бюджета Петербурга. В Смольном предлагают дотировать предприятия не из расчета выполненной транспортной работы, а в привязке к количеству перевезенных пассажиров. Пока неясно, когда новая модель будет запущена в работу, но перемены коснутся как государственных, так и частных компаний. Последние считают, что новая схема — это очередной план Смольного по сокращению расходов на транспорт. По их мнению, наиболее эффективной схемой является та, что уже с января работает в Москве: выручку от перевозок собирает город, а перевозчики получают деньги исходя из реальных транспортных расходов.
О том, что Смольный разрабатывает новую модель компенсации затрат пассажироперевозчикам, "Ъ" в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказал вице-губернатор Игорь Албин. "Комитет по транспорту при участии финансового блока Смольного разрабатывает модель, которая позволит компенсировать расходы частным перевозчикам и предприятиям казны Петербурга не из расчета выполненной транспортной работы, а в привязке к количеству перевезенных пассажиров. Это поможет более аккуратно, экономично планировать объем подвижного состава, расписание движения. Пассажироперевозчиков мы мотивируем работать с пассажиром. Нет смысла гонять состав большой подвижной емкости в те часы, когда низкий пассажиропоток", — сообщил Игорь Албин, однако сроки ввода новой модели не назвал.
Сейчас порядок предоставления субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа в общественном транспорте и их объем устанавливаются постановлением правительства Петербурга раз в год. Размер дотаций определяется по формуле, исходящей из транспортной работы каждого конкретного предприятия: например, учитывается, сколько рейсов было выполнено по каждому маршруту, количество единиц подвижного состава, его характеристики. В комитете по транспорту подтвердили, что сейчас действительно прорабатывается новая формула, которая бы учитывала не транспортную работу, а число перевезенных пассажиров, но когда она будет введена, пока неясно.
Многие перевозчики пока никак не комментируют вопрос эффективности новой модели, так как попросту не понимают, как она будет работать. Один из перевозчиков на условиях анонимности пояснил "Ъ": "У действующей системы расчета субсидий есть свои недостатки, например, пробки влияют на количество рейсов автобусов, а это ведет к уменьшению дотаций. При этом пассажиры перевозятся в полном объеме. Однако для перехода на новую систему учета пассажиропотока должен быть усилен контроль за безбилетными пассажирами, увеличены штрафы, налажено их взимание. Потребуется и дополнительное исследование пассажиропотока".
В ГУП "Горэлектротранс" отметили, что тщательное планирование расписания движения и количества подвижного состава на линии, безусловно, приводит к улучшению показателей перевозок, именно поэтому предприятие уже сейчас усиливает транспортное обслуживание жителей в утренние и вечерние часы пик. Однако в компании добавили, что социальный транспорт должен быть доступен для горожан не только в пиковые часы, но и в течение всего дня. А потому эффективной является модель, основанная на покрытии перевозчику выпадающих доходов городом.
Василий Киселев, руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров, считает, что новая модель расчетов субсидий — это элементарная экономия Смольного, который хочет сократить свои расходы и сильнее ужать коммерческих перевозчиков. Однако, по его словам, на части маршрутов, которые обслуживают частные компании, пассажиропоток до такой степени низкий, что работать на них экономически невыгодно, а индексации тарифов от властей не добиться. "При этом субсидии коммерческим перевозчикам значительно ниже, чем муниципальным. Частники в год на один социальный маршрут получают не более 10,5 млн рублей. А, например, ГУП "Горэлектротранс" — более 50 млн рублей, ГУП "Пассажиравтотранс" — 43-46 млн рублей", — привел пример Василий Киселев. По его словам, наиболее понятной и экономически обоснованной является схема работы транспорта, которую запустили с января текущего года в Москве. "Выручку от перевозок собирает город, а перевозчики получают деньги за свою работу исходя из реальных транспортных расходов. Петербургские власти считают, что для нашего города такая схема слишком затратная, а коммерческие перевозчики и так получают много денег", — заключил Василий Киселев.
Добавим, что размер субсидий перевозчикам из бюджета Петербурга в 2015 году составил 20 млрд рублей, а в 2016 году увеличился до 25 млрд рублей. Между тем, если верить статистике комитета по транспорту, пассажиропоток в Петербурге по некоторым видам транспорта постоянно снижается. Самыми убыточными являются перевозки троллейбусом и трамваем. В первом случае в 2015 году по сравнению с 2014 годом они сократились на 1,5 млн пассажиров, во втором — на 5,7 млн. Петербургский метрополитен также перевез меньше на 21,4 млн человек. При этом на такое же число увеличились перевозки автобусами СПб ГУП "Пассажиравтотранс". На 40 млн человек за прошедший год подрос пассажиропоток и у частных перевозчиков.