Пакет в России больше, чем пакет
Антитеррористический законопроект будут править до последних минут работы Госдумы
Работа над корректировкой антитеррористического пакета главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой, принять который Госдума собирается сегодня во втором и третьем чтении, продолжалась до позднего вечера четверга. Должны исправить некоторые нормы, регламентирующие миссионерскую деятельность — с их критикой накануне выступили религиозные деятели России. Также из проекта исчезли поправки о запрете на выезд из РФ осужденных по ряду статей Уголовного кодекса. Нет больше и нормы о лишении гражданства за совершение ряда действий — например, за работу в международных организациях, в которых РФ не принимает участия. Итоговый вариант пакета должен быть поддержан комитетом сегодня перед пленарным заседанием опросным листом. Это значит, что депутаты ознакомятся с поправками непосредственно перед голосованием.
Вчера, подводя итоги шестого думского созыва (последнее заседание состоится сегодня), спикер Госдумы Сергей Нарышкин сказал, что отличительной чертой созыва стало принятие законопроектов "только коллегиально" — все они, по словам председателя, "разбираются досконально, по косточкам". Между тем сегодня без предметного анализа будет поддержан во втором и третьем чтении антитеррористический пакет Ирины Яровой. Рекомендованные думским комитетом по безопасности (его возглавляет сама госпожа Яровая) поправки ко второму чтению существенно расширили количество вводимых запретов (подробнее об этом см. "Ъ" от 21 июня).
Одно из главных ограничений касалось процедуры лишения гражданства. В первом чтении предлагалось лишать гражданства за совершение ряда преступлений террористической, а также экстремистской направленности. Но при этом имелась оговорка: паспорт РФ нельзя было отобрать, если у человека не было другого гражданства или гарантий на его приобретение. Ко второму чтению такая оговорка исчезла. Лишиться гражданства можно будет и за устройство на работу в правоохранительные или судебные органы иностранного государства, а также если человек решит без согласия "полномочных органов" работать в "международных организациях, в деятельности которых РФ не принимает участия". Эти нормы не соответствуют ст. 6 Конституции РФ ("гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его"). Думское правовое управление также указало, что вводимые положения "не соответствуют принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ". Поддержал тогда комитет и введение ограничений на выезд за границу для тех, кто имеет непогашенную судимость за ряд террористических и экстремистских преступлений, к примеру, за посягательство на жизнь государственного деятеля, захват власти и мятеж.
Все эти изменения были поддержаны комитетом 20 июня. Однако уже 22 июня неожиданно опросным листом комитет исключил из текста поправки о лишении гражданства и ограничениях на выезд из РФ, а их текст исчез из думской информационной базы. В тот же день обновленный отзыв на проект направило правительство. По словам собеседника "Ъ" в комитете, в отзыве более настойчиво говорится о необходимости снизить для операторов связи сроки хранения информации о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, а также изображений, звуков или иных сообщений пользователей до трех лет (сейчас — шесть месяцев). Против поправок уже выступили крупнейшие операторы связи и интернет-компании (см. "Ъ" от 23 июня).
Вчера на совете Думы (формирует повестку ближайшего заседания) координатор фракции КПРФ Сергей Решульский поднял вопрос о том, что накануне принятия проекта Думой депутаты не имеют возможности ознакомиться с поправками. Зампред комитета по безопасности Эрнест Валеев пообещал, что их разместят в базе, рассказал "Ъ" один из участников совета. Господин Валеев заявил "Ъ", что "на совете не врал, материалы были вчера сданы комитетом в аппарат совета". По его словам, в базе они должны были быть "в ближайшее время". На момент сдачи номера в печать в базе они так и не появились.
Это может быть связано с тем, что окончательная редакция проекта дорабатывалась до позднего вечера, когда Ирина Яровая вернулась с заседания коллегий Генпрокуратуры и Министерства по развитию Дальнего Востока в Хабаровске. Не исключалось, что изменения могут коснуться и регламентации миссионерской деятельности (соответствующие поправки вносились в закон "О свободе совести"). Поправки возмутили религиозных деятелей России, которые заявили, что при разработке законопроекта с ними не проконсультировались. По их мнению, проект противоречит Конституции и осложнит жизнь религиозным организациям (см. "Ъ" от 23 июня).
Эрнест Валеев сказал "Ъ", что вечером правки по миссионерству были внесены, они "редакционные", при этом их содержание он раскрыть отказался. Впрочем, другой собеседник "Ъ" в комитете говорит, что поправить могут само понятие миссионерской деятельности. Сейчас в проекте под этим понимается "распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений". Также корректировка может коснуться разъяснений о том, кто вправе проповедовать. Этот блок поправок, скорее всего, будет обсуждаться утром, а решение о них примут опросным листом.
При этом спикер Госдумы Сергей Нарышкин, очевидно, нарушений регламента при прохождении в Думе антитеррористического пакета не видит. Вчера он, отвечая на вопрос "Ъ", сказал, что "коллеги из других комитетов могли принимать участие в работе над этим законопроектом". Главы комитетов ранее говорили "Ъ", что в работе над поправками участие не принимали.