Приехали
В лотах для автоперевозчиков в Уфе найдены нарушения
Как стало известно „Ъ“, двум индивидуальным предпринимателям удалось через региональное управление ФАС по Башкирии частично отменить конкурс мэрии Уфы на распределение 86 городских маршрутов. УФАС пришло к выводу, что мэрия необоснованно сформировала 28 лотов — в них вошли уже действующие, а не новые маршруты, которые согласно новому ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» могут быть выставлены на торги. На рассмотрении УФАС находятся еще несколько жалоб на действия городских властей. В мэрии пока не определились, как относиться к выводам антимонопольного ведомства.
Управление ФАС по Башкирии, по данным „Ъ“, частично удовлетворило две жалобы на условия конкурса мэрии Уфы, на котором планируется на пять лет распределить между перевозчиками 86 городских маршрутов. Решение УФАС, вынесенное 20 июня (копия есть у „Ъ“) по жалобам индивидуальных предпринимателей Рамиля Файзуллина и Картлоса Кипшидзе, пока не опубликовано. Представители заявителей рассказали „Ъ“, что УФАС обязало администрацию отменить конкурс на 28 лотов (в каждом по одному маршруту). Управление транспорта и связи также обязано в течение месяца устранить нарушение ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…».
Как следует из решения антимонопольного управления, оно посчитало нарушением тот факт, что мэрия включила в конкурс маршруты, которые уже с 2013 года фигурировали в реестре и обслуживались автоперевозчиками. Новый ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» предполагает, что на торги могут выставляться только новые маршруты. Два других довода заявителей — о том, что городские власти необоснованно предусмотрели использование на одном и том же маршруте автобусов разной вместимости — антимонопольное управление не поддержало. Оно отметило, что решение об участии в конкурсе перевозчик принимает в зависимости от своих возможностей. Также ведомство не согласилось с жалобой на то, что в условиях конкурсной документации не была четко прописана методика оценки заявок участников. По мнению УФАС, документация «содержит четко сформулированный, определенный порядок и методику оценки конкурсных заявок».
На условия конкурса мэрии также направляли жалобы и другие перевозчики, в том числе «Компания «Уфалайн»» и Муниципальное управление электротранспорта (МУЭТ, планировало участвовать в конкурсе в составе простого товарищества с Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом). Муниципальное предприятие, по данным „Ъ“, свою жалобу из УФАС на прошлой неделе отозвало. Жалоба «Уфалайна» должна быть рассмотрена 7 июля. В этот день мэрия планировала подвести итоги конкурса. Вскрытие конвертов с заявками участников конкурсная комиссия провела еще 6 июня. Но подводить итоги тендера УФАС до окончания антимонопольного разбирательства запретило.
Как следует из опубликованных на сайте администрации протоколов, на 86 маршрутов поступило 175 заявок от 23 индивидуальных предпринимателей и организаций. Самая серьезная конкуренция развернулась за два маршрута — №272 (Уфимский ДОК — ТСК «Пушкинский») и №298 (Уфимский ДОК — торговый центр «Мега-Уфа»). На каждый из них поступило шесть заявок. Два лота, на которых распределяются маршруты №246 («Музей им. Нестерова — микрорайон Мечта — Атаевка — микрорайон Королево) и 282 («Уфимский ДОК — микрорайон Максимовка») — напротив, не заинтересовали участников рынка. На 28 лотов, которые УФАС признало недействительными, поступило 47 заявок от 15 участников.
Исход тендера должны решить несколько критериев. Победу в конкурсе обеспечивает в большей степени опыт участника на рынке (22 балла за опыт более 12 лет), минимальное число ДТП (до 12 балов), новый автопарк (до 10 баллов, если автобусам не больше трех лет), наличие оборудования для инвалидов и кондиционеров (по два балла за каждый критерий). Плату за вход на рынок мэрия брать не решилась равно как и устанавливать для перевозчиков такие критерии как переход на транспорт большой вместимости, возможность безналичной оплаты проезда.
Официальных данных об обороте рынка пассажирских перевозок в Уфе нет. В открытых источниках его приблизительно оценивают в 5-6 млрд руб. в год. В городе работают несколько десятков автоперевозчиков, крупнейшими из которых считают ИП Фаниса Батырова, Конофия Миназова, «Альянс СКД», «Компания Уфалайн», «Пан авто». На рынке большая доля перевозчиков, которые работают без участия в конкурсах городской администрации.
Вчера стало известно, что перевозчики готовят новые жалобы в антимонопольное управление. По словам генерального директора Ассоциации пассажирских перевозчиков Натальи Тептеревой (ассоциация объединяет около 200 владельцев и арендаторов автобусов в Уфе), в УФАС уже направлена жалоба члена объединения ИП Виктора Искалина. Предприниматель в составе простого товарищества с ООО «Инженерный центр „Техника“» направлял заявки на участие в четырех лотах конкурса. Он просит признать незаконным протокол вскрытия конвертов, отмечает госпожа Тептерева: «У нас есть видеозапись того, что заявка от ИП Батырова направлялась непрошитой, это является нарушением конкурсной документации». Кроме того, сообщила собеседница, ассоциация направила заявление в городскую прокуратуру, в котором просит внести протест на положение о проведении конкурса. «Нас не устраивают критерии оценки по опыту работы. Они противоречат законодательству»,— сказала Наталья Тептерева. Жалобу, по ее словам, готовится подать в УФАС и Инженерный центр «Техника».
Начальник управления транспорта и связи администрации Уфы Сергей Храмов вчера заявил „Ъ“, что в мэрии пока не обсуждали дальнейшие действия. «У нас есть месяц на обдумывание»,— сказал он.