Водные виды порта
Госпакет акций Омского речпорта выставлен на торги
Государство выходит из капитала ОАО «Омский речной порт». Блокирующий пакет предприятия выставлен на торги за 36 млн руб. Аналитики уверены, что большого числа потенциальных инвесторов госакции не привлекут. Между тем о своем интересе к омскому активу сообщили в компании «Межрегионфлот», контролирующей ряд речных портов на севере России и в Западной Сибири, а также владеющей основным конкурентом омского речпорта — Иртышским пароходством.
Пакет акций «Омского речного порта», находящихся в федеральной собственности, выставлен на торги. Начальная стоимость 25,5% акций (31 282 шт.) предприятия составила 36 млн руб., шаг аукциона — 500 тыс. руб. Торги пройдут в конце июля. Как сообщается в документации к аукциону, компания является собственником нескольких крупных земельных участков, расположенных в Омске, общей площадью около 131 тыс. кв. м, ряда объектов недвижимости (в основном складские помещения).
ОАО «Омский речной порт» занимается перевозкой грузов и пассажиров водным путем, погрузо-разгрузочными работами, комплексным обслуживанием флота. На балансе предприятия находится более 100 единиц флота, плавучие и портальные краны. Основные перевозки осуществляются в районы Омской и Тюменской областей. Выручка в 2015 году — 265,2 млн руб., чистый убыток — 20,4 млн руб.. По данным «СПАРК-Интерфакс», основные акционеры компании — ее гендиректор Сергей Сандулов (26,05%), Росимущество (25,5%), ООО «Югорский логистический центр» (20,38%). В 2013 году порт оказался в центре скандала в связи со столкновением его пассажирского теплохода «Полесье-8» с баржей. В результате шесть человек погибли, 43 человека пострадали, в том числе восемь детей.
«Начальная цена, заявленная Росимуществом, примерно равна доле, соответствующей величине выставляемого на торги пакета — 25,5% от стоимости чистых активов компании. Это приемлемая оценка, учитывая невозможность при расчете воспользоваться финансовыми результатами, так как они отрицательны на протяжении нескольких последних лет»,— отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.
Аналитики полагают, что акции речпорта вряд ли привлекут большое число портфельных инвесторов. Очевидно, что данный пакет мог бы быть интересен только инвесторам, связанным с речными перевозками по Иртышу, говорит господин Калачев. «Скорее всего, это будут лица, так или иначе связанные с портом. Например, это может быть „Югорский логистический центр“, если захочет увеличить свою долю. Но наиболее вероятным кандидатом может стать нынешний гендиректор АО „Омский речной порт“ Сергей Сандулов, таким образом он сможет довести свою долю до контрольной. Он имеет возможность привлечь к сделке как ханты-мансийский «Северречфлот», где он ранее был гендиректором, так и судоходную компанию „Аганречтранс“, которая ему принадлежит на 100%»,— рассуждает эксперт.
Между тем владелец «Югорского логистического центра» Мария Гончарова сообщила „Ъ“, что у акционеров речпорта пока нет единой позиции по вопросу участия в торгах. «Финансовая ситуация на предприятии довольно тяжелая — по итогам 2015 года компания получила убытки. До сих пор после трагедии с „Полесьем“ речпорт производит страховые выплаты. Кроме того, хозяйство порта, после смены основного собственника в 2015 году, досталось нам не в лучшем виде — существенная часть затрат сегодня приходится на ремонт флота, различных объектов»,— рассказала она.
По информации „Ъ“, интерес к этому активу проявляет ООО «Межрегионфлот» — управляющая компания ряда речных активов на севере России и в Сибири. В частности, связанное с ней Обь-Иртышское речное пароходство является акционером (32,59%) основного конкурента Омского речного порта — ОАО «Иртышское пароходство». «Пока нет однозначного ответа — будем ли участвовать в торгах. Этот актив интересен нашей компании, если рассматривать его с позиции укрупнения бизнеса, расширения сферы влияния. По крайней мере, те предприятия, которые мы приобретали ранее, рассматривались именно с этой точки зрения»,— рассказал „Ъ“ заместитель гендиректора «Межрегионфлота» Ильдар Мухутдинов.