Депутаты вне конкурса
Горсовет Уфы отказался от контроля над формированием комиссии по отбору сити-менеджера
Депутаты уфимского горсовета вчера утвердили новую редакцию Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы городской администрации. Принципиальное нововведение: они отказались от «контрольного пакета» голосов в комиссии, проводящей отбор претендентов на кресло сити-менеджера. Вместо этого городские депутаты смогут формировать только половину комиссии. Право формировать вторую они передали лично главе республики Рустэму Хамитову. Раньше его полномочия ограничивались лишь влиянием на избрание трети состава комиссии и то через депутатов Курултая. По мнению экспертов, пересмотр порядка формирования комиссии является «шагом назад» и следствием ухудшения качества политического менеджмента в регионе.
Вчера депутаты горсовета Уфы одновременно с назначением на 18 сентября выборов нового состава совета утвердили новое Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации по контракту. Полномочия действующего сити-менеджера Ирека Ялалова, возглавляющего администрацию с 2012 года, истекли еще в начале года, но они были автоматически продлены до истечения срока полномочий совета. Депутаты утвердили иной принцип формирования комиссии, проводящей конкурс среди кандидатов на должность главы администрации. Согласно действовавшему с 2005 года положению, две трети комиссии, состоящей из шести человек, назначали городские депутаты, треть утверждалась Курултаем по предложению главы республики. Таким образом городские депутаты имели в конкурсной комиссии «контрольный пакет» голосов. Вчера они от него отказались.
В новой редакции положения половина членов комиссии назначается депутатами горсовета, вторая — лично главой республики. Участие в этой процедуре депутатов Курултая не предусмотрено вообще. Положение о порядке проведения конкурса, действовавшее с 2005 года, депутаты признали утратившим силу. Вопрос на голосование выносил спикер горсовета Евгений Семивеличенко. Решение было принято без дискуссии.
В 2014 году, когда проводился последний конкурс на замещение должности сити-менеджера (в нем победил Ирек Ялалов), от городских депутатов в конкурсную комиссию входили четыре человека — депутаты Курултая Ирек Нигматуллин и Елена Родина, депутат горсовета Андрей Носков и тогдашний глава Торгово-промышленной палаты республики Юрий Пустовгаров. Курултай по представлению главы республики делегировал в комиссию руководителя администрации Сергея Молчанова и начальника управления общественно-политического развития Даниля Азаматова. До финала — процедуры избрания депутатами горсовета — из десяти претендентов дошли только трое: Ирек Ялалов, его подчиненный — начальник управления коммунального хозяйства и благоустройства Владимир Чернов, и миноритарий Башкирского троллейбусного завода Саид Закиров.
Источник, знакомый с подготовкой к новому конкурсу по избранию сити-менеджера, объясняет изменение принципа формирования комиссии тем, что в администрации Рустэма Хамитова страхуются от повторения «нефтекамского бунта». В 2014 году депутаты Нефтекамска отказались поддержать лоббируемого администрацией республики кандидата Олега Крысина. «Сейчас, по имеющейся информации, администрация не смогла проконтролировать выдвижение депутатов горсовета от партий. По всей видимости, есть опасения, что большинство депутатов окажутся лояльными Ялалову, и администрация потеряет контроль над выдвижением главы. Чтобы минимизировать этот риск, решили усилить влияние через членов комиссии»,— полагает источник.
«Даже формально эта поправка свидетельствует об усилении позиции главы республики и умалении функций регионального парламента,— считает политолог Сергей Лаврентьев.— Это не простое изменение пропорций, а изменение ролей. Главной фигурой при проведении конкурса становится глава региона, а сами выборы сити-менеджера в этом случае перестают быть выборами. Если задаться вопросом, кому это выгодно, то сразу станет понятно, что за поправкой стоят не депутаты горсовета».
Политолог Ростислав Мурзагулов вспоминает, что когда принималось положение 2005 года, «процедура подводилась под требования Евросоюза, усиливалось влияние депутатов». «Сейчас ни до Евросоюза, ни до демократических процедур дела никому нет, потому каждый губернатор меняет процедуру так, как ему удобнее. Убираются лишние, как он считает, звенья, вводится более простая процедура замены мэра, если она потребуется»,— отмечает эксперт. Несмотря на то, что «и в предыдущих конкурсных комиссиях инакомыслия, возможно, не было, сама процедура была более сложной»: «Теоретически, бунт был возможен. Теперь — даже теоретически нет».
«Контроль над процедурой с соблюдением видимости демократии — так, как это было раньше, когда назначение осуществлялось через депутатов, требует большей тонкости и большего политического мастерства, чем прямое администрирование,— согласен политолог Аббас Галлямов.— Фактическое отстранение депутатов от процедуры назначения сити-менеджера — это шаг назад. Делая его, глава региона, безусловно, подставляется. То, что он идет на это, говорит об ухудшающемся качестве политического менеджмента в республике. Похоже, что глава республики больше не доверяет никому, кроме самого себя».