"Вся нагрузка уйдет на большие автоматизированные центры"
Гендиректор "Почты России" Дмитрий Страшнов о реформе отрасли
В этом году в России заработал Почта-банк — совместное предприятие российской почты и ВТБ, создание которого гендиректор ФГУП "Почта России" Дмитрий Страшнов называет ключевыми шагами при реорганизации отрасли наряду с акционированием предприятия. Немецкая почта прошла реформу за 18 лет, но в России процесс завершится быстрее, рассказывает в интервью "Ъ" ДМИТРИЙ СТРАШНОВ.
— Недавно возобновилась дискуссия о сокращении нормы беспошлинных покупок для россиян в интернет-магазинах за рубежом. Речь идет о снижении с установленного сейчас лимита €1 тыс. в месяц до €22, как, в частности, предлагает Федеральная таможенная служба (ФТС). Другие ведомства предлагали снижение до €500, €200 и €150. Видели ли вы анализ того, какая в итоге должна быть норма?
— В настоящее время существующий порог беспошлинных покупок позволяет с использованием нескольких паспортов импортировать почтой коммерческие партии товаров. Хотя, по нашей информации, доля таких коммерческих партий пока не превышает 1% от всего объема, это может представлять угрозу российскому розничному рынку, развитию тех интернет-магазинов, которые сегодня ввозят партии как груз, растомаживают его и дальше уже занимаются дистрибуцией внутри страны. Вопрос изменения нормы ввоза и возник по инициативе локальных розничных игроков.
Если будет €500, поменяется ли ситуация? Наверное, нет. Однако если мы говорим о €22, а это в основном европейская практика, то такой порог усложнит жизнь добросовестным покупателям товара из-за границы. На €22 можно купить какую-то безделушку, наверное чехол для айфона. Если мы говорим об одежде, то эта сумма отсекает достаточно большую номенклатуру товара высокого качества. Это удар по людям. Тут и вопрос возрастающей нагрузки на ФТС, и на почтовую администрацию. Так как это большой процессинг таможенных сборов с каждой покупки стоимостью больше €22. Это может повлиять на сроки доставки. Даже если мы максимально упростим эту схему и оплата будет проходить в отделении почтовой связи при получении товара, все равно это лишняя операция, это лишнее время в отделении почтовой связи.
Тут следует учесть и еще один аспект. Корректировка таможенных барьеров должна проводиться в рамках Таможенного союза (ТС.— "Ъ"). Введение любого одностороннего порога приведет к перетоку почтового и логистического бизнеса к нашим партнерам по ТС. Мы просто начнем кормить импортеров Казахстана и Белоруссии.
Дискуссия продолжается уже не первый год. Мы готовы к любому сценарию. Но с точки зрения здравого смысла и интересов потребителя я думаю, что это должна быть сбалансированная сумма, позволяющая людям пользоваться зарубежным интернет-магазином. Где-то от €250 до €500.
— Власти хотят ускорить таможенное оформление грузов, идущих на экспорт. Как это будет выглядеть на деле?
— На экономическом форуме в Петербурге мы подписали с ФТС соглашение об упрощении таможенного оформления товаров, вывозимых за рубеж. Например, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, при оформлении экспортируемых товаров смогут использовать в качестве декларации на товары документы, применяемые Всемирным почтовым союзом. Предусмотрен электронный обмен данными между "Почтой России" и ФТС, а это позволит выпускать товары через таможню автоматически, без участия и присутствия отправителя.
С этим соглашением мы создаем эффективную работающую конструкцию, которая не просто расширит доступ российскому производителю или интернет-магазину на зарубежные рынки, но и усилит их позиции в набирающей обороты электронной торговле.
— В 2015 году "Почта России" увеличила чистую прибыль на 28%, а выручку — на 6%. Вы начали консолидировать финансовые результаты новых контрактов либо структур, например, новых "дочек"?
— Нет. Банк — это единственная дополнительная дочерняя структура, которая появилась в 2015 году, ООО "Почтовые финансы", которое приобрело акции банка. По стандартам отчетности 50% минус 1 акция, которые у нас есть, не позволяют консолидировать результаты банка в нашу отчетность. Вот только когда от банка пойдут дивиденды, которые мы ждем в ближайшем будущем, естественно, вот тогда мы будем добавлять их в доход. Других источников дохода нет.
— Какой прогноз на текущий год по выручке?
— Первый квартал 2016 года мы идем с опережением прошлого года на 18% по выручке. Определяющим периодом будут третий--четвертый кварталы. Надеюсь, что 2016 год будет не хуже, чем 2015-й. Фактически три последних года мы идем по нарастающей.
— The Boston Consulting Group (BCG) предлагала почте сократить персонал до 276 тыс. человек к 2023 году. Каков текущий план по оптимизации персонала, в том числе в 2016 году?
— Это цифра из нашей стратегии, которую мы делали совместно с BCG. Это наше видение численности сотрудников "Почты России" на этот период времени. При этом у нас ни в этом году, ни в прошлом, ни в позапрошлом году не стояла задача по сокращению персонала. Любая оптимизация численности происходит в первую очередь за счет автоматизации процесса. До 2018 года будет построено семь сортировочных центров, будет пересматриваться политика в отношении сортировочных узлов по железнодорожным перевозкам, будем пересматривать роль почтамтов, которые тоже были загружены еще пять лет назад. Я думаю, вся нагрузка уйдет именно на большие автоматизированные центры, и мы действительно окажемся в ситуации, когда нам не нужно будет столько людей, которые руками сортируют, пытаются разгрести эти посылки.
Вместе с тем у нас остается потребность в персонале на уровне сети почтового отделения. Но сюда необходимо набирать молодежь, способную работать с мобильными терминалами и новыми программами, которыми мы снабжаем почтальонов.
Однако здесь нужно понимать, что процесс оптимизации численности сотрудников "Почты России" накладывается на процесс естественного оттока. У нас сегодня около 30% сотрудников — это люди пенсионного или предпенсионного возраста. В ближайшие три--пять лет они будут уходить. По нашим расчетам, к 2028 году на пенсию уйдет до 40% работающих сегодня сотрудников, что приведет к дефициту кадров около 60 тыс. человек. Поэтому одновременно мы будем набирать людей, но это будут уже специалисты нового поколения, способные работать со сложным программным обеспечением, различными автоматизированными системами.
В итоге в 2023 году мы совершенно естественно, без каких-то программ по увольнению, придем к величине около 270 тыс. человек, которых будет достаточно для эффективной работы предприятия.
Единственным исключением из этого правила является аппарат управления, на оптимизацию персонала которого мы сознательно идем. Сотрудников аппарата стало на 20% меньше.
— За последние годы появились сотни небольших компаний, специализирующихся на доставке деловой корреспонденции. Планируете с ними конкурировать?
— Конечно, мы с ними конкурируем. К сожалению, качество нашей работы в прошлом способствовало возникновению большого количества таких компаний. В городе массовая доставка экономически эффективна, а как только вы выезжаете из города, хотя бы за 5 км в сельскую местность,— она уже убыточна. Массовая рассылка на региональном уровне планово убыточна. Мы как назначенный оператор, предоставляющий универсальную услугу по всей территории России, вынуждены конкурировать с такими маленькими компаниями, которые выигрывают тендеры в городах. Иногда известны такие случаи, когда в тендерах прописываются условия, которые просто лишают "Почту России" возможности даже участия в них. Происходит распределение либо корпоративных бюджетов, либо государственного бюджета среди маленьких компаний, при этом "Почта Россия" все равно развозит те же самые отправления по всей территории региона, по РФ, не получая за это никаких компенсаций. Здесь есть конфликт, который в новой редакции закона об услугах связи может быть снят.
— Недавно Генпрокуратура проверяла "Почту России". Что было предметом проверки и каков ее результат?
— Генпрокуратура проверяла контракты, связанные с малым и средним бизнесом, а также исполнение системы закупок. Получен предварительный отчет от Генпрокуратуры, серьезных нарушений нет. Мы подсчитали, что у нас в среднем ежегодно проходит 1,5 тыс. проверок, включая даже Министерство культуры. К проверкам мы готовы.
— С момента вашего назначения говорили о том, что для вас это гражданский миссионерский заход. Как изменилось в течение трех лет ваше ощущение относительно продолжительности вашей миссии?
— Моя работа на "Почте России" остается не только возможностью реализовать свой профессиональный потенциал, но правильным шагом, который является серьезным мотиватором. Когда понимаешь, что в большой, сложной, инертной компании можно проводить изменения и показывать хорошие результаты, это сильно мотивирует любого управленца, который попадает в сложную для него непривычную сферу. У меня эти ощущения остаются. Почтовая реформа — это реформа не года, не двух, не трех. На самом деле, приведу пример, что немецкая почта прошла путь реформ за 18 лет. Это не значит, что 18 лет необходимо ждать "Почте России". У нас этого времени просто нет.
— Есть подвижки по акционированию "Почты России"?
— Подвижки есть. Мы привели в порядок имущественный комплекс по этому критерию, а он является основным для того, чтобы начинать этап акционирования, "Почта России" готова к акционированию. На сегодняшний день более 80% объектов имущественного комплекса уже в собственности РФ. Мы продолжаем работать над выявлением объектов, которые потенциально либо не оформлены, либо уже на стадии потери для почты. За последние три года мы нашли и вернули под контроль "Почты России" больше 6,5 тыс. объектов. С нашей стороны готовность достаточно высокая, проект законов в Госдуму был внесен, диалог с депутатским корпусом на сегодняшний день выстроен достаточно эффективно, на те вопросы, которые нам задаются, мы находим возможность дать исчерпывающий ответ. Так как закон является правительственным, надеюсь, что Минкомсвязь инициирует его рассмотрение в Госдуме в осеннюю сессию.
— Как вы проводите замеры удовлетворенности вашими услугами?
— У нас по определенным категориям есть замеры, связанные с качеством выполняемых услуг, окончательный их формат сложится, когда будут изменения на уровне отделений почтовой связи (ОПС-- "Ъ"). В этом году мы запускаем новые форматы ОПС, до конца года будет 250 отделений, в будущем году — 500. Будем выходить на 1-1,5 тыс. и будем их масштабировать. Думаю, что в следующем году мы начнем измерять NPS (Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности.— "Ъ"). Нужно сопоставлять себя не только с операторами связи, но и, предположим, с РЖД. За три года мы не потратили ни одного рубля на рекламные кампании. Мы специально этого делать не стали, потому что нам важно не делать разрыв между воспринимаемым качеством и реальным качеством.
Если говорить про претензии на сроки доставки и сохранность почтовых отправлений, то за последние три года мы зафиксировали снижение таких претензий почти в пять раз.
— Какова стратегия ФГУПа в интернете? И за сколько купили домен pochta.ru у медиахолдинга РБК?
— Точную цифру не назову, но она вполне рыночная. Главное для нас в работе с интернетом, в том числе и при организации собственного портала "Почты России",— это сервисная составляющая, каждый желающий может создать личный кабинет и пользоваться больших набором услуг.
Электронная коммерция — самый большой драйвер роста на горизонте пяти лет. У нас есть мобильные приложения, которыми пользуются более 600 тыс. человек в месяц. Они позволяют отслеживать посылки, находить ближайшие почтовые отделения и оценивать их работу. И на сайте, и в мобильном приложении доступна популярная опция трекинга, к которой ежедневно обращаются 300 тыс. человек.
Мы обновили наш портал, ежедневно его посещают до полумиллиона уникальных пользователей, не менее 12 млн в месяц. Мы говорим о предоставлении финансовых услуг, будем принимать решения по оплате части услуг, представляемых на почте, через мобильные телефоны.
— Планировалось открывать интерфейс программирования приложений на вашем портале, чтобы российские онлайн-магазины могли отправлять вам заказы на доставку товаров. Как это будет работать?
— В идеале мы видим некий комплексный продукт для любого желающего продавать через интернет свою продукцию, когда он может, не приезжая в почтовый офис, онлайн, через наш портал, зарегистрировать свою компанию, получить все необходимые услуги помимо доставки, в том числе оплату своего товара, через банковский счет, открытый в Почта-банке, и, соответственно, использовать наш портал для продвижения своего товара в интернете. Я думаю, что это как раз то, что рынку нужно в первую очередь.
— А какова судьба проекта по применению технологии "Почты России" по маркировке радиочастотными метками (RFID) табачной продукции для отслеживания ее оборота?
— Мы решения предложили, они были позитивно восприняты. Это вопрос регуляторов дать старт проектам. Технология достаточно универсальна: сегодня мы говорим о маркировке табачной продукции и любой другой продукции, это позволяет в зависимости от типа меток отслеживать перемещения этих товаров фактически до режима онлайн.
— То есть вы будете стандартизировать использование RFID в России?
— Мы не будем, для этого есть регулятор. Если, допустим, отправление с вложением и метка зашита в упаковку, причем сегодня это стоит меньше 4 руб., то потребитель получает возможность видеть посылку практически при прохождении любого узла, где стоят считывающие рамки.
— Табачники сомневались, что почта может обеспечить скорость отслеживания табачной продукции. И при этом они оценивали свои расходы в 7 млрд руб. минимум...
— Сложно комментировать цифры, которые дают коллеги из табачного бизнеса. Наше решение в несколько раз дешевле и проще. Но опять же вопрос целеполагания: что необходимо, какие задачи будут преследовать заказчики.
— Недавно компания "Национальный центр информатизации" (НЦИ) выиграла тендер на автоматизацию системы управления заказом "Почты России". Почему проектом занялась компания, которая недавно работает на рынке?
— Это одна из дочерних структур "Ростеха", говорить о том, что "Ростех" имеет небольшой опыт в IT, было бы неправильно. Для нас работа с "Ростехом" наиболее комфортна, во-первых, потому, что это государственная компания и компания, которая обладает колоссальным ресурсом с точки зрения наращивания своей экспертизы, наращивания технологического потенциала, в том числе в области IT. Однако нужно сказать, что те конкурсы, которые разыгрывались и выигрывались, в том числе компанией НЦИ, проходили на открытой основе и абсолютно объективно.
— К проекту разработки системы отслеживания табачной продукции они будут привлечены?
— На общих условиях.
— ФТС планировала снижать расходы на информационные технологии. Будет ли сокращаться ИТ-бюджет "Почты России"?
— В прошлом году стартовал проект разворачивания ИТ-платформы для нашей сети. Она позволит объединить в один 15 программных продуктов, которые висели на устаревших компьютерах и не позволяли операторам быстро обслуживать клиентов. Это беспрецедентная практика — раскатать такой проект на 42 тыс. отделений, в конце 2017 года мы должны его закончить. Создание системы требует больших затрат. Это было сделано, дальше мы просто начинаем это дело масштабировать. При этом ИТ-бюджет — это одна из пяти статей инвестиционного бюджета, который составляет 34 млрд руб. Около 80% этого бюджета — инвестиционные проекты, и не только ИТ, это строительство логистических центров, замена, модернизация и восстановление вагонов, автомобильного транспорта. Это инвестиции в новые форматы отделений почтовой связи, в ремонт. В этом году будет открыто 500 таких отделений, столько же — в следующем. Покупка банка. Вот основные статьи затрат.
— Есть ли у "Почты России" конкретные планы по наращиванию сети Почта-банка? Обсуждали ли чиновники с вами задачу по увеличению проникновения банковских услуг, в том числе в сельской местности, что требовали и от Сбербанка?
— У нас не было обсуждений на эту тему. Несколько лет назад, когда мы говорили, что необходимо создавать такой финансовый институт на базе сети отделений почты, это звучало в унисон с позицией государства в отношении проникновения базовых почтовых услуг, доступных большому числу населения. Поэтому здесь не было необходимости что-то обсуждать, мы эту политику разделяли и сегодня просто приступаем к ее реализации. Безусловно, по разворачиванию банковских окон у нас существует программа, до конца года мы планируем предоставлять услуги более чем в 3,5 тыс. ОПС, сегодня — уже 600. Динамикой мы довольны, наши коллеги действительно работают очень интенсивно, есть ощущение, что мы из этих планов не выбьемся. Мы формируем сеть банковских отделений, где будет представлен весь спектр банковских услуг, включая возможность получения потребительского кредита.
— Какой план по развертыванию сети на более длительный срок? А через год сколько?
— Около 8 тыс. И всего 18 тыс. отделений до 2018 года.
— Почта традиционно имела доход от агентских операций для участников финансового рынка. С появлением Почта-банка вы этого дохода лишились. Какой объем вы потеряли и как быстро планируете это возместить?
— Доходы от агентских продаж других банковских продуктов были незначительны — они составляли около 100-200 млн руб. в год. Наши отношения выстраивались по принципу одноразовых комиссий. Здесь же только от инфраструктурного платежа Почта-банка мы получим около 800 млн в текущем году, а до 2023 года он составит 47 млрд руб.
— Ваш партнер по Почта-банку ВТБ сам ушел из Крыма в связи с наличием у него украинского банка. Насколько позиция "Почты России" как государственного игрока совпадает с позицией ВТБ? Как активно вы можете и в какой перспективе начать осваивать Крымский полуостров?
— Правильно назвали: государственный игрок, значит, позиция "Почты России" будет такая же, как позиция государства. Существуют определенные моменты, которые необходимо взвешивать. Сегодня в Крыму создано отдельное ГУП "Почта Крыма", с которым у нас очень плотные отношения и которому мы оказываем консультационные услуги и помогаем в создании собственной базы, в том числе материальной.
Что касается присутствия Почта-банка в Крыму, этот вопрос не может обсуждаться без наших партнеров, ВТБ, поскольку, как вы знаете, с точки зрения финансовой отчетности результаты Почта-банка должны консолидироваться с результатами группы.