Во второе воскресенье сентября в Вооруженных силах РФ отмечается профессиональный праздник — День танкиста. История советского и российского танкостроения, основные боевые танки и наиболее выдающиеся представители других классификаций — в фотогалерее “Ъ”.
В 1916 году под руководством Луи Рено был разработан первый серийный легкий танк – Renault FT-17. Спустя три года трофейный «Рено» стал первым танком, участвовавшим в первомайском параде на Красной площади. После этого FT начали производить в СССР
Фото: Interne Renault
10 августа 1919 года по решению Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» был переориентирован на производство танков
Фото: Wikimedia
В 1920–1921 годах на нем собрали 15 боевых машин «Рено русский» (каждый стоил 36 тыс. руб.). Первый образец был назван «Борец за свободу товарищ Ленин»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
6 июля 1927 года был принят на вооружение «Малый танк сопровождения» — МС-1 (Т-18). В 1929 году девять машин приняли участие в военном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. Всего было выпущено 959 таких танков
Фото: Roger Viollet Collection / Getty Images
В 1930 году Советы приобрели лицензию на производство двухбашенного английского танка «Виккерс 6-тонный», а в 1931 году созданный на его основе Т-26 был принят в СССР «как основной боевой танк». К концу года было собрано 120 танков, но из-за их низкого качества Красная армия приняла не более 100
Фото: Sovfoto / UIG via Getty Images
В мае 1931 года на вооружение встал Быстроходный танк (БТ). В 1935 году в серийное производство запустили его новую модификацию БТ-7. «Бетушка» оказалась самым представленным танком 7 ноября 1941 года — на военном параде на Красной площади. В нем участвовали 70 машин, в войсках находилось более 5 тыс. танков
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1933 году на вооружение Красной армии были приняты танки Т-28 (на фото) и Т-35. На первый были установлены три башни, на второй — пять. СССР стал единственной страной, в которой многобашенные танки производились серийно. Т-28 выпускался на Кировском заводе в Ленинграде до 1940 года, Т-35 — на Харьковском паровозостроительном заводе до 1939 года
Фото: Wikimedia
В 1933 году на вооружение был принят «малый плавающий танк Т-37А». В отличие от предшественников он имел клепаный (или сварной) герметичный корпус из катаных броневых листов и с помощью гребного винта мог плыть. В феврале 1936 года ему на смену пришла новая плавающая модификация – Т-38. Машина плохо показала себя в бою: в 1939 году в районе реки Халхин-Гол 17 из 22 машин были потеряны
Фото: Wikimedia
Стоимость танка Т-35 составляла 525 тыс. руб. (столько же стоили 9 легких танков БТ-5)
Фото: Wikimedia
С началом использования противотанковой артиллерии во время Гражданской войны в Испании (1936-1939 годы) от многобашневых танков полностью отказались: их конструкции исключала полноценную бронезащиту
На фото: пятибашенный советский танк Т-35
Фото: ТАСС
19 декабря 1939 года на вооружение был принят основной боевой танк Т-34, «оружие Победы». На среднем танке впервые была установлена длинноствольная 76-мм пушка Л-11 (позже Ф-34). 31 марта 1940 года он был запущен в серийное производство
На фото слева направо: танки А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34
Фото: Wikimedia
За годы Великой отечественной войны было выпущено более 58 тыс. Т-34. В разное время он также использовался армиями 25 стран, в том числе фашистской Германии
Фото: Шагин Иван / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ / Фотоархив журнала «Огонёк»
С 1943 по 1946 год серийно выпускался танк ИС-2 («Иосиф Сталин»). Во время Второй мировой войны являлся самым тяжелобронированным советским танком и использовался для штурмов укрепленных городов, в частности, Берлина. ИС-2 стоял на вооружении советской, а затем российской армии до 1993 года
Фото: РИА Новости
В 1945 году был изготовлен образец нового танка Объект 137 (Т-54). Производство модификаций Т-34 продолжалось до 1959 года. Всего было выпущено около 17 тыс. машин. Кроме СССР, выпускали в Китае, Северной Корее, Польше и Чехословакии
Фото: ТАСС
В 1967 году на вооружение был принят основной боевой танк Т-64. Впервые для серийных машин с пушкой большого калибра был создан автомат заряжания на 30 выстрелов (это позволило сократить экипаж до трех человек), а броня корпуса с башнями стала комбинированной
Фото: РИА Новости
В 1973 году был принят на вооружение основной танк второго поколения Т-72 «Урал». Использовался в армиях более 50 государств. В начале 1990-х США получили 86 танков Т-72, использовавшихся в армии ГДР. В СССР «Урал» выпускался до 1990 года на Уралвагонзаводе и Челябинском тракторном заводе
Фото: РИА Новости
В 1976 году СССР принял на вооружение основной боевой танк Т-80. Его стоимость значительно превышала цену Т-64А (480 против 140 тыс. руб), однако Т-80 стал первой в мире серийной машиной с единой газотурбинной силовой установкой. Разработки таких двигателей начались еще в 1955-1958 годах, но полноценный образец (ГТД-1000Т) был создан только в декабре 1968 года НПО имени Климова
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В 1989 году начались испытания модернизированной версии танка Т-72Б – Т-90. После смерти главного конструктора Владимира Поткина машина получила к индексу приставку «Владимир». Помимо России, танк стоит на вооружении еще десятка стран, а его стоимость на 2019 год составляла $2,5-3,5 млн
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В 1997 году в Омске продемонстрировали прототип танка «Черный орел» (Объект 640). Основным нововведением стала башня танка, конструкция которой увеличивала защищенность машины в 1,5-2 раза. Объект 640 не был запущен в серийное производство
Фото: ТАСС
На параде Победы 9 мая 2015 года был представлен российский основной боевой танк Т-14 с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Главная его отличительная черта — бронированная капсула для экипажа, отделенная от боеукладки. Максимальная скорость «Арматы» — 90 км/ч, стойкость брони — свыше 900 мм. В рамках государственной программы вооружений был размещен заказ на изготовление 2300 танков Т-14 до 2020—2025 года. В 2016 году «Уралвагонзавод» начал поставки в российскую армию танков Т-14
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин