ТРМЗ пошел на запчасти для иностранцев
Томусинский завод планирует выпускать запасные детали к импортным экскаваторам
Томусинский ремонтно-механический завод готов реализовать проект производства запасных частей к импортным экскаваторам. Предполагаемый рынок сбыта — карьеры по добыче руд, угля и стройсырья, на которых сегодня работают машины зарубежного производства. Стоимость проекта — 300 млн руб., он пока находится в стадии разработки, но предприятие уже рассчитывает получить господдержку.
Проект расширения производства запасных частей к импортным карьерным экскаваторам был представлен 7 июля в Новокузнецке на заседании клуба инвесторов Кузбасса (неформальная площадка для общения при Агентстве по привлечению инвестиций Кемеровской области). Как сказано в сообщении агентства на инвестиционном портале региона, проект предусматривает создание «уникального производства с использованием новейшего металлорежущего и сварочного оборудования российского производства, соответствующего всем предъявляемым требованиям к качеству и технологичности производимой продукции». Требуемый объем инвестиций составляет около 300 млн руб., из которых 60 млн руб. — собственные средства компании. Предполагаемая выручка —200 млн руб. в год.
ОАО «Томусинский ремонтно-механический завод (ТРМЗ, Междуреченск, Кемеровская область) более 40 лет выпускает запчасти для горнодобывающей техники и оборудования как для открытых работ, так и для подземной добычи. Среди партнеров завода, по данным его сайта, АО «Сибирская угольная энергетическая компания», группа «Мечел», «Сибуглемет», ХК «СДС-уголь», ТОО «Богатырь Комир» (Республика Казахстан) и др. Основные акционеры предприятия — менеджмент (56,1% голосующих акций, в том числе у гендиректора Сергея Силютина — 27,76%) и ПАО «Южный Кузбасс» (33,33%). Выручка за 2015 год выросла на 14% к уровню 2014 года и составила 701,8 млн руб., чистая прибыль — 11,03 млн руб. против 2,17 млн руб. годом ранее. 91,2% всей выручки обеспечивает производство запчастей, 8,8% — ремонты.
Технический директор ТРМЗ Александр Коробов уточнил, что подготовка проекта находится на начальной стадии, поэтому пока даже не определены точные сроки его реализации. Большая сложность в подготовке проекта, по его словам, в изготовлении рабочей документации на планируемые к производству запасные части, ведь по каждой из них требуется установить состав стали, из которой она изготовлена, подготовить чертежи и прочее. По его оценке, на документацию уйдет несколько месяцев, после чего будет уже точно ясно, какое оборудование потребуется для нового производства.
Проекту необходима господдержка, поскольку «самому предприятию такой объем инвестиций на условиях коммерческого банковского кредита не потянуть, необходимо какое-то субсидирование процентной ставки или иная поддержка», уверен Александр Коробов. За поддержкой и финансированием, которые оказывает проектам в сфере импортозамещения Фонд развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли РФ, завод пока не обращался, поскольку проект не настолько детально подготовлен. Татьяна Классен, заместитель главы Междуреченска по экономике и финансам, отметила, что ТРМЗ — стабильно работающее предприятие, за поддержкой в муниципалитет своего инвестпроекта оно обращалось, но пока ее не получало.
В России сегодня действуют сотни горных карьеров (только в угольной промышленности, по данным Минэнерго, 121.— „Ъ“), и почти на всех работают импортные экскаваторы, значительная часть их — бывшие в употреблении машины, которым требуется периодическая замена запчастей, объяснил идею нового производства Александр Коробов. Оригинальные запчасти стоят дорого. У ТРМЗ, уточнил техдиректор, уже есть опыт их изготовления, в частности для экскаваторов американской марки P&H моделей 2300, 2800 и 4100. Но для завода это были разовые заказы.
Директор по ремонтам ПАО «Южный Кузбасс» Сергей Боковиков отметил, что для его компании ТРМЗ выступает надежным партнером уже многие годы и планируемое внедрение новых станков, оборудования для лаборатории химанализа, модернизация термоотделения завода и другое «приведут не только к расширению ассортимента запчастей, но и к улучшению качества всей выпускаемой на ТРМЗ продукции». Кроме того, по оценке представителя угольной компании, выход с расширенной номенклатурой в новые рыночные ниши приведет к дополнительной конкуренции и в итоге к снижению стоимости произведенной продукции для угольщиков. Еще одним плюсом для них, по мнению Сергея Боковикова, является территориальная близость ТРМЗ к значительной части своих потребителей в Кузбассе, обеспечивающая возможность оперативного изготовления и доставки нужной запчасти, а значит, сокращение времени ремонта.