Суд прошел не по сценарию
Дело о похищении бизнесмена членами ОПГ «Телестудия» обернулось минимальными сроками
В Верховном суде (ВС) Татарстана развалилось уголовное дело о похищении генерального директора ООО «Энергетические технологии-Казань» Дамира Газизова. Обвинения были предъявлены бывшему прорабу фирмы, бывшему сотруднику правоохранительных органов, а также предполагаемым участникам казанской ОПГ «Телестудия». Согласно материалам дела, они угрозами пытались вытребовать со своей жертвы 610 тыс. рублей в качестве компенсации долга по зарплате. Суд расценил их действия как самоуправство, переквалифицировав более тяжкие статьи. В результате прораб, которого следствие считало инициатором похищения, был освобожден от наказания по амнистии.
Вчера ВС Татарстана огласил приговор по уголовному делу жителей Казани: 36-летнего Артема Мочалова, 30-летнего Алмаза Хамитова, 28-летнего Александра Яковлева, 30-летнего Артура Камалиева, 32-летнего Нияза Фахреева, 35-летнего Рафиса Хамидуллина. Им инкриминировались вымогательство (ст. 163 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), угон автомобиля (ст. 166 УК РФ). По данным прокуратуры республики, подсудимые в составе организованной группы в 2015 году «из-за долговых обязательств» похитили руководителя казанской строительной фирмы, имя которого не называется.
Как стало известно „Ъ“, потерпевшим является Дамир Газизов — генеральный директор ООО «Энергетические технологии-Казань», зарегистрированного в 2009 году. Хамидуллин работал в этом ООО начальником строительного участка. Другой подсудимый — Фахреев, также строитель, в прошлом был сотрудником правоохранительных органов. Остальные четверо, среди которых двое безработных, директор фирмы и предприниматель, согласно материалам дела, являются участниками ОПГ «Телестудия» (группировка появилась в Московском районе Казани в 1980-х годах, а в последнее время разделилась на несколько криминальных бригад, занимающихся в том числе выбиванием долгов).
По версии следствия, фактическим инициатором похищения является Хамидуллин, который работал в ООО с 2012 года и получал зарплату в 50 тыс. рублей, но в начале 2014 года из-за просрочек выплат уволился. На момент увольнения долг компании перед Хамидуллиным составил 270 тыс. рублей. Как говорится в деле, «используя формальный повод с задолженностью», он стал вымогать у господина Газизова 610 тыс. рублей. По версии следствия, Хамидуллин, взяв с собой Фахреева, 27 июня 2014 года явился в офис к гендиректору и заставил написать долговую расписку. Злоумышленники дали гендиректору на погашение срок до сентября 2014 года, но не получив от него деньги, подключили к делу «телестудиевских».
Нападение на господина Газизова произошло днем 7 февраля 2015 года на казанской улице Амирхана Еники. Следившие за ним злоумышленники дождались, когда он остановится и выйдет из своего Range Rover Sport, отобрали у него автомобиль, а его самого вывезли в безлюдное место на берег Волги. Там, угрожая расправой, гендиректору напомнили о «долге». Господин Газизов пообещал расплатиться и был отпущен, но вымогатели оставили у себя в залог его иномарку. Ночью 19 февраля 2015 года возле ТРК «Корстон» он передал им часть суммы в размере 255 тыс. рублей, после чего получил SMS о местонахождении своего автомобиля.
Впоследствии потерпевший написал заявление на вымогателей. 28 февраля 2015 года в региональном СУ СКР возбудили уголовное дело сразу по четырем статьям, включая похищение.
Однако вчера суд переквалифицировал их в одну — ч. 2 ст. 330 УК РФ (самоуправство, совершенное с угрозой применения насилия). Суд назначил Камалиеву четыре года колонии строгого режима. Мочалов получил три года и три месяца, а Яковлев — 2,5 года, оба в колонии-поселении. Остальных, в том числе Хамидуллина, суд приговорил к условным срокам и сразу освободил от наказания по амнистии.
Вчера в прокуратуре Татарстана „Ъ“ сообщили о намерении обжаловать приговор, поскольку гособвинение было против переквалификации и просило для всех реальные сроки — от 4 до 12 лет.
Что касается подсудимых то, как сказали „Ъ“ в ВС, большинство из них признали вину в самоуправстве.