Население и ЖКХ —
основные должники энергетиков
В Воронеже обсудили платежную дисциплину потребителей энергоресурсов и пути ее повышения в рамках 307-ФЗ
29 июня «Коммерсантъ-Юг России» и «Коммерсантъ-Черноземье» провели в Воронеже круглый стол на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Воронежской области» при поддержке МРСК Центра, «ТНС энерго Воронеж», «РВК-Воронеж» и Единой процессинг-сервисной системы ЖКХ Воронежской области. По мнению участников мероприятия, закон об укреплении платежной дисциплины сможет заработать в полную силу после внесения ряда корректировок и подзаконных актов, но не решает проблему накопленных долгов. Кроме того, давно назрела необходимость правового реагирования на факты искусственного банкротства, позволяющего уходить от выплаты накопленной дебиторской задолженности за потребленные ресурсы.
Открывая круглый стол, его модератор исполнительный директор Института экономики ЖКХ Ольга Савельева отметила, что собираемость платежей за ЖКУ в ЦФО и в Воронежской области ниже, чем в среднем в России. По ее словам, проблема кроется в низкой платежной дисциплине управляющих организаций и населения, отсутствии действенного механизма взыскания ресурсоснабжающими организациями своей дебиторской задолженности.
Долг неплатежом красен
Заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «МРСК Центра» «Воронежэнерго» Павел Яньшин привел цифры задолженности по регионам присутствия ПАО «МРСК Центра» за оказанные услуги по передаче электроэнергии абонентам сферы ЖКХ, имеющих прямые договоры с ПАО «МРСК Центра» (крупная распределительная компания, осуществляет передачу электроэнергии в 11 регионах ЦФО). По данным на 1 июня 2016 года, она составляет 458 млн рублей, в том числе просроченная — 425,7 млн рублей, задолженность перед филиалами МРСК Центра распределяется неравномерно. Например, долг перед «Брянскэнерго» составляет 77 млн рублей, перед «Тверьэнерго» — 66 млн, рублей перед «Тамбовэнерго» — 54 млн, перед «Курскэнерго» — 16 млн, перед «Смоленскэнерго» — 1,7 млн.
В Воронежской области ПАО «МРСК Центра», как и в ряде других регионов присутствия предприятия сферы ЖКХ оплачивают услуги по передаче электроэнергии через гарантирующего поставщика, действующего в регионе. В Воронежской области это ПАО «ТНС энерго Воронеж», его просроченная задолженность за перед ПАО «МРСК Центра» на 1 июня 2016 года составила 161,8 млн руб., при этом вопросы оплаты с крупнейшей сбытовой компанией Воронежской области решаются в досудебном порядке.
Среди основных причин формирования просроченной задолженности предприятий сферы ЖКХ спикер отметил отсутствие в законодательстве ответственности со стороны учредителей предприятий ЖКХ за то, что в случае их реорганизации дебиторская задолженность остается в старой организации. Обозначены и другие источники проблемы — недофинансирование организаций ЖКХ в рамках тарифного регулирования, а также отсутствие механизмов прямой компенсации убытков ресурсоснабжающим организациям. Субсидии из бюджета, по утверждению Павла Яньшина, не всегда используются организациями ЖКХ по целевому назначению. Проблему неплатежей усугубляют лояльность правил полного или частичного отключения электроэнергии неплательщикам, а также кассовые разрывы у предприятий ЖКХ между сроками оплаты энергоснабжающим организациям и поступлением средств от реализации энергоресурсов.
Эту проблему в качестве ключевой назвал и заместитель генерального директора по реализации ПАО «ТНС энерго Воронеж» Валерий Акимов. По данным на 1 июня 2016 года, дебиторская задолженность сбытовой организации составила 1,168 млрд рублей, в том числе 472 млн руб. должно население, 350 млн руб.— промышленные и бюджетные организации, «мелкомоторика» (небольшие производства, индивидуальные частные предприятия, предприятия торговли), а также прочие энергосбытовые организации; предприятия ЖКХ — 167,7 млн руб. (78 млн рублей — долги управляющих компаний). Кроме того, есть ощутимый долг со стороны сетевых организаций за потери в сетях, которые законодательно обязаны компенсировать сбытам,— 176 млн рублей. Если с филиалом МРСК Центра «Воронежэнерго» есть некоторые разногласия с начисленными объемами, то с мелкими сетевыми компаниями «ТНС энерго Воронеж» судится долго и не всегда успешно. За время судопроизводства дебиторы могут обанкротиться и уйти с рынка, так недавно поступила сетевая компания в одном из районов Воронежской области, оставив долг в размере 36 млн рублей.
Топ-менеджер полагает, что инструментарий, который дает 307-ФЗ, позволяет более активно бороться с неплатежами, но не решает проблему кардинально. «Законодатель дал нам право выставления пени, мы предъявили ее за пять месяцев текущего года 12,65 млн рублей. Добровольно оплачено всего 581 тыс. рублей. Наш прогноз на конец года — дебиторская задолженность потребителей сферы ЖКХ вырастет на 15 млн руб., а пени будет начислено больше в три раза. Но пеню, скорее всего, собрать добровольно мы не сможем, придется в судебном порядке, а это длится, как правило, год и более». По мнению представителя «ТНС энерго Воронеж», для снижения остроты проблемы неплатежей нужны единые сроки оплаты для всех участников рынка во избежание кассовых разрывов, экономически обоснованные тарифы и переход на прямые расчеты с потребителями.
Заместитель генерального директора НП «Российское теплоснабжение», эксперт по энергетике Государственной думы РФ Рашид Артиков назвал ситуацию с ростом дебиторской задолженности за потребленные энергоресурсы «очень запутанной и тяжелой». По его мнению, практика органов исполнительной власти по сдерживанию роста тарифов без анализа их уровня в разных регионах привела к негативным последствиям как для потребителей, так и для теплоснабжающих организаций. В одних поселениях жители оказались неплатежеспособными из-за установленных ранее неадекватно высоких тарифов, в других теплоснабжающие организации оказались в условиях постоянного недофинансирования и по этой причине вынуждены сворачивать инвестиционно-ремонтные программы.
Для решения проблемы задолженности бюджетных потребителей необходима корректировка законодательства, которым определялись бы достаточные лимиты для оплаты коммунальных ресурсов, полагает Рашид Артиков. По его мнению, непомерно раздут список «неотключаемых потребителей». Необходимо ввести процедуру подтверждения такого статуса, а ответственность за задолженность возложить не на самих неплательщиков, а на того, кто внес их в список неотключаемых. Сегодня назрела острая необходимость правового реагирования на факты искусственного банкротства, позволяющего уходить от выплаты накопленной дебиторской задолженности за потребленные ресурсы. «307-ФЗ идеален для сегодняшнего дня. Но он совершенно не решает проблему предыдущих задолженностей»,— утверждает эксперт.
Переход на прямые договоры — гарантия сбора платежей?
Участники дискуссии были солидарны с председателем комитета по ЖКХ, энергетике и тарифам Воронежской областной думы Татьяной Головачевой, которая назвала три большие группы проблем, провоцирующих формирование задолженностей за потребленные энергоресурсы. Первая связана с несовершенством законодательства, частой сменой регулирующих воздействий со стороны государства, вторая — злоупотреблениями со стороны ресурсоснабжающих и управляющих компаний при проведении начислений за предоставленные услуги, третья — недобросовестность конечных пользователей. По ее мнению, самые сложные из них — недобросовестность и злоупотребления. Их корни во многом кроются в законодательной недоработке относительно мер ответственности за соблюдение заложенных в законе норм.
О необходимости перехода на прямые договоры говорили все участники круглого стола. ООО «РВК-Воронеж» уже перевело 400 тыс. лицевых счетов на прямые расчеты (200 тыс. обслуживаются в едином платежном документе, еще 200 тыс.— для управляющих компаний). Столкнувшись в 2014 году со стремительным ростом дебиторской задолженности со стороны управляющих компаний, руководство водоканала обратилось к главе города и губернатору Воронежской области с просьбой разрешить перейти на прямые расчеты с населением. По словам заместителя коммерческого директора ООО «РВК-Воронеж» Веры Щербининой, в результате собираемость платежей выросла с 88% до 93%. Также среди плюсов перехода — равномерное поступление денежных средств в течение платежного периода, отсутствие кассового разрыва, полный контроль за дебиторской задолженностью населения, возможности ее реструктуризации.
Для того чтобы оговоренные в 307-ФЗ механизмы взыскания долгов работали, представители «РВК-Воронеж» предложили не только узаконить прямые расчеты с населением, но и стимулировать к установке индивидуальных приборов учета собственников квартир, где нет прописанных по документам, а живут иногда по несколько человек. Также для упрощения взыскания следует уменьшить пакет документов, который требует суд для принятия искового заявления о взыскании долга с неплательщика. Иначе поставщики ресурсов «оказываются заложниками ситуации, когда долг есть, его документальное подтверждение тоже есть, а взыскать через суд очень сложно».
Для борьбы с недобросовестными плательщиками Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области (ЕПСС ЖКХ ВО) использует систему «светофоров». По словам генерального директора ЕПСС ЖКХ ВО Руслана Кочетова, это программа, которая позволяет увидеть «подозрительные квартиры». Допустим, если в доме есть несколько квартир с одинаковой площадью и одинаковым количеством проживающих, но при этом в одной потребляют 5 куб. м холодной воды, а в другой 1, это серьезный повод обратить на такую жилплощадь особое внимание. Руслан Кочетов предложил разработать регламент о комиссиях, в состав которых должны войти представители администрации и правоохранительных органов. В регламенте, по его мнению, следует прописать, что УК и РСО могут получить доступ в жилое помещение не раз в полгода, а на основании объемов потребления, которые им будет предоставлять ЕПСС.
«Мы как самый крупный информационно-расчетный центр в регионе анализируем ситуацию с задолженностью,— продолжает Руслан Кочетов.— Исходя из тех объемов, которые мы обслуживаем (214 тыс. лицевых счетов.— «Ъ»), сегодня долг абонентов „Воронежтеплосеть” составляет свыше 221,2 млн руб., чуть более охотно абоненты платят за воду — долг за услуги водоснабжения и водоотведения составляет свыше 171,3 млн рублей». По его мнению, установка индивидуальных приборов учета — главный инструмент борьбы с неплательщиками. К этому собственников жилья уже подталкивает рост нормативов на воду и электричество. «Если норматив без счетчиков ранее составлял 1,4, то с 1 января 2017 года он будет равен 1,5. Надо отметить, что интерес жителей к установке индивидуальных приборов учета значительно вырос. По данным контакт-центра ЕПСС, в два раза по сравнению с 2014 годом»,— рассказал руководитель расчетного центра.
«Нельзя сказать, что население не платит за ЖКУ: в Воронеже уровень собираемости платежей достаточно высок — 94–97%,— отмечает руководитель управления ЖКХ администрации г. Воронеж Игорь Черенков.— Действительно, не все собственники помещений в многоквартирных домах оснастили их индивидуальными приборами учета (до 80% МКД оборудовано электросчетчиками, в 40–60% МКД установлены приборы учета по остальным ресурсам). Существуют также сложности с достоверностью снимаемых показаний. К сожалению, у населения нет законодательной мотивации к установке индивидуальных приборов учета, поэтому было бы неплохо возобновить действие 261-ФЗ, который такую обязанность на граждан возлагал. Таким образом можно повысить ответственность жителей и, как следствие, увеличить собираемость платежей».
Модератор дискуссии Ольга Савельева резюмировала все предложения по совершенствованию законодательства об укреплении платежной дисциплины. По итогам мероприятия они будут согласованы его участниками и внесены в резолюцию, которую планируется направить в Министерство строительства и ЖКХ РФ и Воронежскую областную думу.
Для справки:
Закон 307-ФЗ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физлиц вырос до 10–15 тыс. руб., для должностных лиц — до 30–80 тыс. руб., для юрлиц — до 100–200 тыс. руб.
Согласно закону 307-ФЗ, пеня за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы для управляющих компаний (УК), тепло- и водоснабжающих предприятий вырастет почти вдвое. Штраф увеличится с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ с 61-го по 90-й день просрочки (сейчас она составляет 8,25%), а после 91-го дня просрочки — до 1/130 ставки ежесуточно.
Для населения с 31-го по 90-й день останется 1/300 ставки рефинансирования, а с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки, что составляет 30,9% годовых. Эти правила также распространяются на жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).