Аванс потерялся на обходе
«Сибмост» потребовал с бывшего субподрядчика в Новосибирске почти 1 млрд рублей
Новосибирская мостостроительная компания «Сибмост» надеется через суд взыскать с группы компаний «Инфраструктура», ранее связанной с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова, аванс в размере 984 млн руб., выплаченный компании в рамках договора по строительству Восточного обхода. Общая сумма договора с «Инфраструктурой» превышала 4,3 млрд руб. Сейчас договор с субподрядчиком расторгнут, строительные работы выполняет своими силами «Сибмост».
По оценкам юристов, процесс взыскания такой суммы может растянуться на несколько лет.
Новосибирский арбитражный суд зарегистрировал исковое заявление компании «Сибмост» о взыскании с ООО «Группа компаний „Инфраструктура“» более 984,4 млн руб. «Речь идет о неотработанном авансе и нарушении компанией „Инфраструктура“ графика выполнения работ при строительстве Восточного обхода,— пояснил „Ъ“ первый вице-президент «Сибмоста» Владислав Кошкин. — Контракт с ГК „Инфраструктура“ однозначно расторгается». Стоимость контракта, заключенного в декабре 2013 года между «Сибмостом» и «Инфраструктурой», превышает 4,3 млрд руб.
Восточный обход Новосибирска соединит Северный обход с федеральной трассой М-52 «Чуйский тракт». Общая протяженность обхода — около 80 км. Его планируется построить в четыре этапа. Строительные работы на первых 20 км начались в 2013 году, завершить их планируется в 2017 году. В составе первого этапа семь мостовых сооружений и три транспортных развязки. Второй этап общей протяженностью 15,6 км включает в себя одну транспортную развязку на пересечении с Северным обходом и более 1,15 тыс. м искусственных сооружений. Проект финансируется из федерального бюджета. Генподрядчиком строительства является ОАО «Сибмост».
ООО ГК «Инфраструктура» до 2014 года называлось ООО «Сумма строй групп» (данные Kartoteka.ru), нынешний владелец (100%) и гендиректор Мурат Тарчоков по крайней мере до 2014 года занимал должность заместителя гендиректора по дорожному строительству в ООО «Стройновация», которое входит в группу «Сумма».
«Привлекая ГК „Инфраструктура“ к субподрядным работам, ОАО „Сибмост“ руководствовалось предложением с оптимальным соотношением цены-качества-сроков выполнения работ и репутацией партнера. Привлечение ГК „Инфраструктура“ было согласовано с заказчиком — ФУАД „Сибирь“»,— уточнили в пресс-службе «Сибмоста». За субподрядчиком был закреплен участок автодороги М-52 «Чуйский тракт» — 16,005 км, 3 путепровода и 28 водопропускных труб. Срывы календарного графика со стороны субподрядчика с 2014 года привели к расторжению контракта, пояснили в компании «Сибмост»: «В прошлом году взаимоотношения ОАО „Сибмост“ и ГК „Инфраструктура“ перешли в претензионную плоскость по причине невыполнения субподрядчиком своих обязательств. С осени 2015 года и по данный момент „Сибмост“ собственными силами выполняет объем работ ГК „Инфраструктура“».
Получить комментарии в ГК «Инфраструктура» не удалось — телефоны компании не обслуживаются. В пресс-службе группы «Сумма» сообщили „Ъ“, что в настоящее время «Сумма» не имеет отношения к ГК «Инфраструктура»: «Компания „Трансинжиниринг“ (входит в группу „Сумма“) вошла в состав акционеров ГК „Инфраструктура“, получив 51% акций, в марте 2015 года. Однако в рамках повышения эффективности наших активов мы вышли из состава акционеров ГК „Инфраструктура“ в июне 2015 года. К проектам компании, включая строительство Восточного обхода в Новосибирской области, мы не имеем никакого отношения».
Около месяца назад наблюдение было введено в ООО «Строительно-монтажное управление „Линк“» (входит в структуру ГК «Инфраструктура»). Через эту компанию «Инфраструктура» заключала договоры субподрядов с дорожно-строительными организациями — фактическими исполнителями работ по строительству Восточного обхода. Иск о признании ее банкротом подало новосибирское ООО «Нордэкс», которому «Линк» задолжал 1,1 млн руб. «Нам удалось установить 12 субподрядных компаний, которым „Линк“ задолжал около 100 млн руб. Мы будем представлять их интересы в суде,— рассказал „Ъ“ юрист Артур Шевелев, представляющий интересы «Нордэкс».— Субподрядчики понесли не только денежные потери, но и потери заработной платы своих сотрудников, получили просрочки по банковским лизинговым платежам, а некоторые даже лишились своей техники». По словам Артура Шевелева, иск о банкротстве «Линка» подан для того, «чтобы провести аудит финансов и понять, куда были выведены деньги».
По оценкам управляющего партнера адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирины Гребневой, процесс взыскания долга с субподрядчика может затянуться у «Сибмоста» на несколько лет: «В любом случае очевидно, что будут приняты исчерпывающие меры, чтобы взыскать с „Инфраструктуры“ выплаченный аванс. Учитывая нарушение срока работ по контракту субподрядчиком, суд, вероятнее всего, вынесет решение в пользу „Сибмоста“».
«Деньги, выплаченные „Инфраструктуре“, ушли неизвестно куда, а „Сибмост“, чтобы закончить работу, будет вынужден компенсировать эти средства из других источников, что может сказаться на его административно-хозяйственной деятельности»,— считает Артур Шевелев.
По словам Владислава Кошкина, новый субподрядчик для строительства Восточного обхода пока не привлечен. «Произошло сокращение финансирования по Восточному обходу в 2016 году — с 4 млрд руб. до 1,5 млрд руб. Объем этого года выполняем собственными силами. Сроки сдачи первого этапа пока по контракту не изменились — 2017 год. Но практически это вряд ли возможно»,— считает он. По данным регионального минтранса, на январь этого года работы по строительству первого этапа Восточного обхода выполнены на общую сумму 2,5 млрд руб., а общая стоимость первой очереди составляет 10,35 млрд руб. «Работы идут в соответствии с графиком под контролем заказчика, претензий по срокам исполнения обязательств к нам нет»,— сообщили в пресс-службе «Сибмоста».
В мае текущего года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий сообщил журналистам, что из-за недостатка финансирования возникла необходимость переноса сроков сдачи первого этапа Восточного обхода на 2019 год.