Рабочие "Форда" мечтают свернуть на крымский путь
Работники всеволожского завода просят власти национализировать предприятие
Первичная профсоюзная организация автозавода "Форд" (ППО) обратилась в Администрацию президента и к региональным властям с просьбой изменить законодательство и национализировать предприятие. В пример в ППО приводят национализацию в Крыму. От инициативы сразу же открестились в МПРА — другой профсоюзной организации, действующей на заводе: там считают, что сегодня для сохранения рабочих мест защищать нужно работодателей. Юристы отмечают, что крымский сценарий все еще ждет юридической оценки.
ППО разослала письма в адрес губернатора и Законодательного собрания Ленобласти с просьбой провести национализацию завода в случае угрозы массовых сокращений. Письмо такого же содержания направлено в Администрацию президента РФ. Национализацию завода профсоюзные деятели предлагают провести на законных основаниях, для чего придется предварительно подготовить нормативно-правовую базу на федеральном и региональном уровнях.
Требования подкрепляются рядом аргументов, касающихся хозяйственной жизни завода. В частности, по утверждению ППО, в прошлом году предприятие произвело менее 15 тыс. автомобилей, тогда как еще в 2012 году с конвейера сошло 107 тыс. авто. Сопоставляются убыток предприятия за прошлый год и размер прибыли, полученный за время его работы. Так, в 2015 году ЗАО "Форд Мотор Компани" получило убыток в 180 млн рублей, говорится в письме. Совокупная прибыль компании за время работы завода превысила 10 млрд рублей. В прошлом году завод отдал 240 млн рублей в качестве выплаты процентов по полученным ранее кредитам, что вдвое больше, чем в 2014 году. ППО пеняет руководству на создание ООО "Форд Соллерс автокомпоненты" и "бумажную локализацию", а также нерациональное использование кредитов ВЭБ, полученных в 2011 году. Якобы ООО, работающее на мощностях завода, "утяжеляет" расходную часть бюджета холдинга из-за увеличения оплаты труда персонала.
Инициатива ППО "Форд" не встретила поддержки у межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация" (МПРА). Его лидер Алексей Этманов полагает, что в существующих условиях профсоюзы, стремящиеся сохранить рабочие места, должны выступать в поддержку предприятий, зачастую испытывающих давление со стороны властей.
"Это заявление идет вразрез с политикой государства, признающего право на частную собственность. Наш современный кризис — рукотворный. К нему привели просчеты во внутренней и внешней политике, вследствие которых страна оказалась в изоляции. В результате чего снизился потребительский спрос. Гораздо логичнее требовать отставки правительства, которое привело страну к этой ситуации", — считает господин Этманов.
Крымский опыт вряд ли можно признать эталонным, считают опрошенные "Ъ" юристы. Так, партнер юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко подчеркивает, что национализация в Крыму еще только ждет своей правовой оценки: "Отчуждение имущества происходило на основании решений региональных властей, а Конституционный суд России отказал в принятии вопроса к своему рассмотрению по жалобам лишившихся имущества лиц".
Старший юрист практики разрешения споров Rightmark Group Александра Петрова отмечает, что сегодня в России есть примеры изъятия имущества для государственных нужд, но нет примеров принятия законов о национализации. "Проблема осуществления национализации кроется в отсутствии комплексного правового регулирования процесса, в отличие от приватизации. Попытки принять законопроект были, но пока не увенчались успехом", — сказала юрист.
В пресс-службе холдинга Ford Sollers от комментариев отказались. Стоит отметить, что недавно компанией было принято решение об увеличении заработной платы "основной категории сотрудников, занятых в производстве" на 5-7%, в зависимости от региона. "Компания продолжит работать над снижением издержек и адаптировать производство в зависимости от текущего спроса, чтобы продолжить укреплять позиции, когда рынок восстановится", — говорится в сообщении производителя. В компании пояснили, что повышение оплаты труда запланировано на ближайшие месяцы. Впрочем, судя по действиям сотрудников завода во Всеволожске, индексация их не впечатлила.