Из компенсаций весь мост выносят

Условия концессии строительства четвертого моста через Обь не устроили депутатов

Новосибирские депутаты и общественники раскритиковали финансово-экономическую модель проекта строительства платного четвертого моста через Обь стоимостью более 32 млрд руб. Они предложили облправительству исключить из условий концессионного соглашения пункт, предполагающий компенсацию из регионального бюджета выпадающих доходов инвестора. Исполнительная власть считает, что внесение этих изменений в условия конкурса отпугнет потенциальных инвесторов от участия в проекте.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

В Новосибирске прошли общественные слушания по проекту четвертого моста через Обь в створе ул. Ипподромской, проезд по которому планируется сделать платным. Между тем конкурс на заключение концессионного соглашения уже объявлен, а 15 августа планируется подача заявок в Росавтодор на получение федерального гранта (75% от стоимости проекта).

При формировании финансовой модели проекта было рассмотрено более 50 сценариев, рассказал гендиректор института «Стройпроект» Алексей Журбин. За основу были взяты два. Первый предусматривает полное закрытие Октябрьского моста в 2022 году. По этой модели интенсивность движения по Центральному мосту составит 112 тыс. автомобилей в сутки, а область получит 54 млрд руб. доходов за 25 лет за счет платы за проезд. Второй сценарий предполагает частичное закрытие Октябрьского моста и, соответственно, 86 тыс. автомобилей в сутки. «Доходы здесь будут несколько ниже, но отрицательной модели мы в любом случае не получали»,— был оптимистичен господин Журбин. За базовый принят тариф 100 руб. с легкового автомобиля за проезд по мосту длиной 850 м. «Если не будет должного трафика, то доплату до минимального гарантированного дохода инвестора будет осуществлять субъект РФ. Но, учитывая представленные расчеты, мы будем иметь такую интенсивность движения, которая позволит получать сверхдоход»,— уверен региональный министр транспорта Сергей Титов. По словам Алексея Журбина, для расчета трафика по новому мосту были обследованы транспортные потоки города, а также проведен соцопрос населения. Из 3,9 тыс. человек 74% респондентов с разной степенью энтузиазма отметили, что будут пользоваться новым мостовым переходом за плату, уверил господин Журбин депутатов. Однако те не посчитали его доводы убедительными.

Примерно 5 тыс. руб. ежемесячно будет платить житель Новосибирска, который два раз в день проедет по такому мосту. «При средней зарплате в регионе 30 тыс. руб. кто эти 74% людей, поддержавших платный проезд?» — задались вопросом участники презентации. Министр строительства региона Сергей Боярский заметил, что желающие смогут воспользоваться общественным транспортом.

Почему была выбрана именно такая модель, когда бюджет гарантирует доход концессионеру, спросил депутат заксобрания Алексей Андреев. Концессионер практически ничем не рискует, согласились участники круглого стола. «Мы по 115-му ФЗ о концессионных соглашениях можем нести пополам с инвестором налоговые риски, риски строительства, но риски по трафику — нет, — заявил депутат Федор Николаев. — Собрав, например, с моста 2 млрд руб. вместо трех, область где-то должна будет найти недостающие деньги для концессионера. Облправительству по итогам круглого стола будет рекомендовано этот риск убрать». Будет также рекомендовано более убедительно доказать представленные в финансово-экономической модели цифры, отметил депутат Андрей Панферов. «Мост необходим, но проект требует тщательного подсчета денежных средств»,— сказал он. Сергей Титов пообещал рассмотреть предложения участников круглого стола в течение недели. «Не все депутаты, наверное, поняли, что капитальный грант выделяется из федерального бюджета только на проекты с привлечением инвестора. Мы можем по опыту других переложить риски на концессионера, но мы не найдем таких концессионеров»,— заявил министр.

Мост в цифрах


Строительство моста (запланировано на 2017–2021 годы) будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Общий объем инвестиций в ценах третьего квартала 2015 года — 32,078 млрд руб. Из них 3,5 млрд руб. — на подготовительные работы, 18,8 млрд руб. — на строительство мостового перехода через Обь, еще 9,8 млрд руб. — на строительство левобережной развязки. Планируется, что 21 млрд руб. будет предоставлен в рамках федерального гранта, 3,5 млрд руб. — из областного бюджета, остальное — средства концессионера. Договор концессии рассчитан на 25 лет. Полные затраты соинвестора за это время составят около 91 млрд руб. Доход его будет складываться из поступлений от сбора платы за проезд по мосту. Планируется, что в первый год его эксплуатации концессионер получит 4,1 млрд руб., к 2041 году — до 5,080 млрд руб. в год. При появлении сверхдоходов они будут распределяться между областью (70%) и концессионером (30%).

Оксана Павлова

Вся лента