"Советские аптеки" не выдержали конкуренции
Сеть отказалась от планов развития в Петербурге и Ленобласти
Петербургский фармацевтический дистрибутор Pharma Group отказался от планов развития аптечной сети в Петербурге и Ленинградской области из-за высокой конкуренции. На год отложен запуск сети магазинов "Аптекарский домъ" и премиальных аптек под брендом Pharma. По оценке аналитиков, аптечный сегмент Северной столицы объемом 37,5 млрд рублей (в розничных ценах в 2015 году) плотно покрыт несколькими крупными дискаунтерами — выход новых игроков на него практически невозможен.
Pharma Group (основной бизнес — дистрибуция лекарственных средств, ООО "Фарма дистрибьюшен групп" зарегистрировано в Санкт-Петербурге), в прошлом году запустившая розничную сеть "Советские аптеки", отказалась от планов развития в Петербурге. До конца 2015 года компания намеревалась открыть в городе несколько аптек низкого ценового сегмента, а также запустить сеть магазинов космецевтики "Аптекарский домъ" (подробнее в "Коммерсантъ" от 27.10.2015). Однако флагманская точка на Невском проспекте, 146, закрылась в связи с конфликтом с франчайзи вскоре после начала работы, а головной офис сети, выделенной в отдельную структуру под управлением АО "УК "Советские аптеки"", в начале 2016 года был переведен в Москву.
"В Петербурге аптечный бизнес очень "закоснелый" для нашей франчайзинговой модели. Новые сети не входят в аптечный ритейл, а "Озерки" как были супердискаунтером с большей долей рынка, так и остаются. Для нас региональный рынок оказался более интересен и динамичен. К июлю 2016 года нами открыто более 80 аптек в России", — сообщил директор по развитию Pharma Group Дмитрий Агафонов.
По словам господина Агафонова, переезд обусловлен удобством операционного управления из столицы. "Филиальная сеть насчитывает 56 городов (50% — ЦФО, 10% — ЮФО, 10% — Поволжский ФО, 10% — Уральский ФО и 20% — Дальний Восток). К тому же большая часть аптек активно начинает открываться в Москве и Московской области", — уточнил он.
Развитие сети идет с запозданием. До конца 2015 года группа планировала открыть 100 аптек по всей России. "Магазины космецевтики "Аптекарский домъ" и аптеки премиум-сегмента "Аптеки Pharma" мы решили отложить на 2017 год в связи с резким спадом покупательской способности населения в целом", — добавил Дмитрий Агафонов.
На сегодняшний момент планы компании включают открытие 683 аптек на территории РФ к 2020 году. Группа делает ставку на российских производителей и низкий ценовой сегмент. По данным господина Агафонова, в 2015 году оборот франчайзинговой аптечной сети "Советские аптеки" составлял более 120 млн рублей в месяц. Комментировать оптовую региональную деятельность Pharma Distribution Group господин Агафонов отказался. "Компания вернулась в рынок государственных закупок и больший объем поставок осуществляет по госконтрактам", — сообщил он.
По словам директора по аналитике RNC Pharma Павла Расщупкина, рынок Петербурга и Ленобласти характеризуется высоким уровнем конкуренции в аптечном сегменте. В нем работают около 50 аптечных сетей, совокупно занимая более 90% рынка, что существенно затрудняет выход новых игроков в данные регионы. Наиболее серьезные игроки — "Озерки", "Невис" и "ЛекОптТорг", добавляет господин Расщупкин.
Объем российского аптечного рынка за первый квартал 2016 года составил 1,2 млрд упаковок в натуральном и 216,7 млрд рублей в денежном выражении в розничных ценах. По Петербургу и Ленинградской области эти показатели составляют 37,4 млн упаковок (9,4 млрд рублей), и 8,4 млн упаковок (1,9 млрд рублей) соответственно. В 2015 году объем российского аптечного сегмента составил 868,2 млрд рублей, в Санкт-Петербурге — 37,5 млрд рублей, а в Ленинградской области — 7,6 млрд рублей (4,9 млрд, 168,8 млн и 35,5 млн упаковок соответственно), по данным DSM Group.
По оценке Павла Расщупкина, сеть "Советская аптека" занимает около 0,15% аптечного рынка РФ с наибольшей долей присутствия в Амурской области (1,34% рынка лекарственных средств по итогам первого квартала 2016 года), Приморском крае (1,17%), Чеченской республике (0,89%) и Республике Коми (0,8%).