Турцию призвали к демократическому порядку
Преследования противников президента Эрдогана могут рассорить его с союзниками
Действия турецких властей по восстановлению конституционного порядка после попытки переворота грозят серьезно осложнить отношения Анкары с Западом. США и ЕС усилили давление на Реджепа Тайипа Эрдогана, требуя не допустить подавления оппозиции и массовых репрессий против оппонентов режима под предлогом привлечения к ответственности мятежников. Главным яблоком раздора может стать предложение восстановить в Турции смертную казнь. В Брюсселе дают понять: ее возврат может поставить крест на европейских амбициях Анкары. Укрепляя позиции внутри страны, президент Эрдоган продолжает терять авторитет за рубежом.
Начало рабочей недели в Турции после провала попытки переворота 16 июля прошло в поисках внутренних врагов в силовых структурах и госорганах на фоне новых митингов, патриотических лозунгов и призывов теснее сплотиться вокруг власти. Несмотря на быстрое подавление путча, напряжение в Стамбуле и других крупных городах не спадает: президент Реджеп Тайип Эрдоган призвал своих сторонников не покидать улицы как минимум до пятницы. Турецкий лидер допустил возможность вернуть наказание в виде смертной казни, объясняя это требованиями масс максимально сурово покарать путчистов.
"Мы не можем игнорировать это требование",— обратился президент к толпе сторонников, собравшихся у его резиденции. Господин Эрдоган дал понять, что законодательная инициатива по поводу введения смертной казни, отмененной в 2004 году, перед вступлением страны в Совет Европы, может быть рассмотрена парламентом.
Непрекращающиеся аресты военнослужащих всех звеньев — от рядовых до высшего командного состава, включая более ста генералов,— сопровождаются акциями публичного унижения "врагов народа". СМИ и соцсети заполнили фотографии раздетых и закованных в наручники путчистов, выставленных на всеобщее обозрение. Помимо ареста военных и смещения нескольких тысяч прокуроров и судей массовой чистке подверглась полиция, из рядов которой ко вчерашнему дню было уволено около 8 тыс. сотрудников. Вчера же телеканал NTV со ссылкой на источники в МИДе сообщил о приостановке выезда за границу для госслужащих.
США и ЕС выражают озабоченность по поводу того, что наказание виновных в попытке переворота может вылиться в зачистку оппозиции, подавление инакомыслия и резкий откат Турции в вопросах соблюдения базовых демократических прав и свобод. Одной из первых о растущей угрозе демократии Анкару предупредила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Напомнив, что "в ту трагическую ночь руководство ЕС без промедления заявило о необходимости защиты легитимных институтов", госпожа Могерини добавила: "Сегодня мы говорим о необходимости соблюдения верховенства закона. Никаким шагам, направленным на то, чтобы увести Турцию в сторону от этого, не может быть оправдания".
Вчера же главы МИДов стран--членов ЕС выступили с совместным заявлением, которое существенно расширяет и дополняет комментарий главы европейской дипломатии. Одним из ключевых положений документа стало резкое неприятие идеи возвращения смертной казни. Напомнив, что Анкара — кандидат в члены ЕС, главы МИДов выразили готовность "продолжать работать с демократической стабильной Турцией". Но только при одном условии: если турецкие власти будут следовать Европейской конвенции о правах человека, в том числе протоколу о моратории на смертную казнь. Представитель правительства ФРГ высказался еще более определенно: "Наличие института смертной казни будет означать, что страна не сможет вступить в ЕС".
В аналогичном ключе ситуацию прокомментировал и госсекретарь США Джон Керри. На совместной пресс-конференции с Федерикой Могерини он заявил о "недопустимости действий, которые выходили бы за рамки укрепления демократических институтов и верховенства закона".
Таким образом, заметно укрепив свои позиции внутри страны, Реджеп Тайип Эрдоган вступает в период нового кризиса в отношениях с Западом. Его острота и продолжительность будут зависеть от многих факторов — как от действий Анкары, так и от готовности США и ЕС выдерживать принципиальную линию в отношениях с турецким руководством, сохраняющим достаточно рычагов для воздействия на Запад.