10 главных статей Павла Шеремета в «Огоньке»
Выбор редакции журнала
20 июля 2016 года в Киеве в результате взрыва автомобиля погиб журналист Павел Шеремет. Он пришел в «Огонек» с телевидения и, хотя формально потом еще не раз менял «порт приписки», из журнала уже по факту не уходил — писал постоянно. Всегда охотно откликался на просьбы редакции, часто предлагал темы (порой неожиданные) сам — у него было замечательное чутье на ситуацию, умение разговорить любого героя. Он был жадный на профессию…
В «Огоньке» были напечатаны десятки его материалов, как тут выбрать лучшее? Редакция, впрочем, составила свою «десятку Шеремета»: тут он в каждой публикации разный…
«Маленький принц»
О мальчике Коле, наследнике Александра Лукашенко:
«Постепенно люди привыкли, что власть в Белоруссии — это группа суровых, полноватых людей в темных, немного мешковатых костюмах во главе со спортивным и брутальным вожаком-президентом. Появление в свите президента маленького мальчика застигло всех врасплох».
«Я не стыжусь и не страшусь ЮКОСа»
Интервью с юристом ЮКОСа Светланой Бахминой:
«— Вообще, что касается того, что со мной случилось, я единственное, наверное, должна сказать, что не испытываю злобы и ненависти ни к кому. Я прошла несколько стадий... Сначала непонимание, потом ненависть, может быть, даже отчасти было желание отомстить, сейчас — нет».
«Разве я способен перейти грань?»
Интервью с лидером украинской партии националистов Олегом Тягнибоком:
«— Мы говорим: украинцы должны быть хозяевами на своей земле. Украинец должен чувствовать себя в Украине так, как чувствует себя француз во Франции, британец — в Британии, итальянец — в Италии. Это справедливо. В Украине проживает много национальностей. Разве мы выступаем против того, чтобы они получали образование, имели культурные общины, решали религиозные проблемы? Спросите меня, кто чувствует себя ущемленным в Украине? Я вам скажу: украинцы!»
«Большинство молчит. Все думают о своих семьях»
О том, что сделал военный пилот Игорь Сулим, обвинив своих командиров во взяточничестве:
«О достижениях Липецкого авиацентра — особого подразделения военной авиации России — сегодня не говорят. Зато говорят о финансовых махинациях командования: старший лейтенант Сулим написал письмо министру обороны о том, что на протяжении нескольких лет в авиацентре офицеров заставляли "откатывать" до 30 процентов от ежемесячных премий. Письмо разместил и в интернете. А дальше Сеть сделала свое дело: скандал набрал обороты, историей занялась прокуратура, стали возникать уголовные дела».
«Православие, самодержавие, байк»
О феномене православных байкеров:
«Этот неожиданный антизападный пафос немного обескураживает и совсем не вяжется с образом человека в косухе, словно сошедшего с плаката какого-нибудь голливудского боевика про "Ангелов ада". Меньше чем за 20 лет российские байкеры прошли путь от воинствующих анархистов до респектабельных патриотов».
«Олигарх дрожащий»
О карьере Владимира Пефтиева — самого богатого человека в Белоруссии:
«Если богатые где-то и плачут, так это в Белоруссии. Однако их страдания не зависят от конъюнктуры на мировых рынках или провалов в бизнесе. Главные риски для белорусских олигархов связаны исключительно с Александром Лукашенко и отношениями внутри белорусской власти. История самого богатого, по данным экспертных оценок, белорусского олигарха как нельзя лучше иллюстрирует это положение вещей».
«Где ж ты, девушка милая?»
О поисках автора музыки к знаменитой песне — тезке журнала:
«К "Огоньку" музыку стали сочинять и подбирать все — профессиональные композиторы, дирижеры, музыканты, певцы и самодеятельные артисты. Известны публикации мелодических версий "Огонька", принадлежавших композиторам Блантеру, Митюшину, Макаровой, Шварцу, а из самодеятельных композиторов — Чугунову, Никитенко. Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена в народе, ни одна из них не имеет».
«Власть и имущий»
Портрет бывшего российского олигарха Бидзины Иванишвили, бросившего вызов президенту Грузии:
«Иванишвили признается, что "после сфальсифицированных в 2008 году выборов принял решение оказать помощь оппозиционным силам и вел серьезное наблюдение с целью сделать правильный выбор в том, кому и когда помочь". Видимо, так и не найдя достойных партнеров, он решил создать собственное политическое движение».
«С особым сынизмом»
О возможных последствиях политического поражения Виктора Януковича для его детей:
«Старший сын президента словно отшельник, хотя его деловые успехи не менее впечатляющи: по данным рейтинга журнала Forbes, стоимость его активов сегодня оценивается в $510 млн. Впечатляет не сумма, а темпы роста благосостояния: до президентства отца эксперты оценивали состояние Януковича-младшего в какие-то жалкие $7 млн. На самом деле у президента Виктора Януковича не один, а два талантливых сына. И первым в публичную сферу отец вывел, как это ни странно, младшего, Виктора Викторовича».
«Неуправляемый сектор»
О событиях в украинском городе Мукачево:
«Небольшой, но красивый закарпатский город Мукачево неожиданно прогремел на весь мир. Раньше его знали только в Советском Союзе по одноименному названию беговых лыж, которые здесь производили. Теперь события в Мукачево комментируют все мировые СМИ, и даже в Госдепартаменте США этому инциденту уделили отдельное внимание. События в этом приграничном с Европой городке развивались как в плохом голливудском боевике и могут, как считают в Киеве, надолго отложить перспективы безвизового режима между Украиной и Евросоюзом».