Пароходству не хватило толкача
Причинами убытка БРП в 2015 году названы саммиты, кризис и холодное лето
ОАО «Башкирское речное пароходство» (БРП, контролируется правительством Башкирии) опубликовало годовой отчет за 2015 год, в котором объяснило своим акционерам причины возникновения 211,9 млн рублей убытка. В их числе предприятие называет неготовность к выходу в навигацию грузовых судов, отсутствие поддержки у госзаказчиков, а также прошедшие год назад в Уфе саммиты ШОС и БРИКС, плохую погоду, кризис и неквалифицированный менеджмент. По итогам 2016 года пароходство, оказавшееся на грани банкротства, рассчитывает выйти в небольшую прибыль. Но поскольку финансовые планы предыдущих лет компания не исполняла, собеседники „Ъ“ относятся к этим заявлениям критически.
Башкирское речное пароходство официально подтвердило возникновение крупного убытка по результатам 2015 года, выявленного аудиторами Контрольно-счетной палаты республики. Размер убытка составил 211,9 млн руб. при выручке 503,84 млн руб., отмечается в годовом отчете предприятия. 23% выручки БРП (против 27% годом ранее) обеспечили грузовые перевозки (115,89 млн руб.), 43,3% (вместо 33% в 2014 году) — погрузочно-разгрузочные работы (218,48 млн руб.). На пассажирских перевозках БРП заработало 41,77 млн руб. (8,3% выручки против 6,8% годом раньше), на судоремонте — 56,32 млн (11,2% против 17% в 2014 году), еще 9 млн — на предоставлении услуг связи. Прочие доходы составили 62,33 млн руб. Структуру расходов, превысивших 700 млн руб., предприятие раскрывает лишь частично: 658,92 млн руб. составила себестоимость выполненных работ, статья «прочие» — 103,81 млн руб. Штат сотрудников пароходства за год уменьшился с 896 до 862 человек.
Среди производственных причин убытка пароходство называет снижение объемов грузовых перевозок в связи с невыходом в работу судов «Ейск», «Кунцево» и буксира-толкача «Речной-29». В результате предприятие недополучило доход на 61 млн руб. Потеря заказов «Башкиравтодора» и ООО «Основа» на перевозку щебня стоила пароходству 57 млн руб. Снижение объемов пассажирских перевозок предприятие объяснило задержкой ремонта прогулочных теплоходов «Батыр» и «Капитан Исламов», падением спроса на прогулочные катания частично из-за кризиса, частично из-за холодного и дождливого лета 2015 года, а также из-за закрытия судового хода от Монумента дружбы до Дежнево в связи с проведением в июле прошлого года в Уфе саммитов ШОС и БРИКС. На потерю рентабельности БРП повлиял также рост цен на запчасти, топливо, списание на результаты работы ОАО незавершенного производства и просроченной дебиторской задолженности. Наконец, пароходство (годовой отчет подписан врио генерального директора Сергеем Фомичевым) признало факт неэффективного управления предприятием и нецелевого использования денежных средств, приведшего к дефициту оборотных средств.
Как сообщал „Ъ“, БРП находится на грани банкротства: с иском об этом обратилась компания «Эл-системс», взыскавшая с пароходства 550 тыс. руб. долга. О намерении перевести БРП в управляемое банкротство „Ъ“ ранее заявлял источник в правительстве. Как следует из материалов арбитражного суда, этот процесс уже начался: долг «Эл-системса» купило подконтрольное минземимуществу ООО «Параллель». БРП грозит выплата 34,77 млн руб. задолженности ЗАО «СТК-петролеум» — иск находится на рассмотрении арбитража республики. Объем уже возбужденных исполнительных производств в отношении БРП составляет около 40 млн руб. Данные о совокупных активах пароходства и его «дочек» предприятие не публикует.
Несмотря на фактический дефолт, по итогам 2016 года БРП рассчитывает получить незначительную прибыль в размере 605 тыс. руб. и выручку в размере 438,2 млн руб., отмечается в отчете. В документе упоминается утвержденный в марте межведомственной комиссией по реформированию госсектора республики план финансового оздоровления предприятия. Но параметры плана не приводятся. Нет и бизнес-плана, который позволял бы оценить серьезность намерений БРП. В отчете лишь говорится, что компания намерена повышать эффективность использования флота, причалов, гидросооружений, территорий и акваторий, а также производственных мощностей береговых предприятий. Примерно эти же перспективы БРП обрисовывало на 2015 год в предыдущем годовом отчете. Основную долю выручки БРП, согласно отчету, должно обеспечить само пароходство (170 млн руб.), столько же — дочернее ООО «Речной порт Уфа» (170 млн руб.), 89 млн — ООО «Судоремонтно-судостроительный завод», 9 млн — ООО «Узел связи».
Отметим, что прибыль компания прогнозировала и на 2015 год — она должна была составить 5,56 млн руб. при выручке 696,2 млн руб. Однако этот прогноз не исполнился.
Один из бывших директоров пароходства заявил „Ъ“, что оптимистичные перспективы развития БРП в годовых отчетах «не более чем дань традиции». «Достаточно посмотреть отчеты за предыдущие годы, чтобы убедиться, что прогнозные показатели большей частью не подтверждаются»,— заметил собеседник.