Волгоград вписывают в стратегию
В июне в Волгоградской области началась разработка Стратегии социально-экономического развития региона на ближайшие 15 лет. Этот документ стал поводом для анализа не только текущей ситуации и прогнозов на будущее — региональные власти вместе с экспертами пытаются разобрать ошибки прошлых лет. Выводы у всех совпадают — после десятилетий деградации социально-экономическая ситуация в Волгоградской области стабилизировалась, и теперь у региона есть шанс на развитие и движение вперед.
— перспективы —
Cтратегию развития нашли в программе губернатора
Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года формируется в рамках Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Она будет увязана с федеральной, а в дальнейшем — с муниципальными стратегиями. Власти надеются, что создание единой системы позволит добиться эффективного территориального и бюджетного планирования, повысит результативность государственных программ и увеличит объем валового регионального продукта. Разработка концепции должна быть завершена к 2017 году.
«Федеральный закон о стратегическом планировании был принят в 2014 году — в самом начале кризиса, — напоминает член Клуба экспертов Нижнего Поволжья Евгений Калинин. — В нестабильной экономической ситуации чиновникам хочется установить для себя четкие прогнозные показатели. Причем активное привлечение экспертов, многих из которых ранее никогда не слушали, — показатель понимания сложности всей ситуации и желания разобраться в сути проблем».
Действительно, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров начал разработку стратегии с рабочей встречи с отраслевыми экспертами и бизнес-сообществом региона и прямо попросил их о помощи.
«У нас нет желания лакировать существующие проблемы. Поэтому документ должен содержать несколько вариантов развития. Главное, чтобы он был реалистичным, — подчеркнул губернатор. — Нам важен ваш опыт, ваша позиция, ваше видение точек роста тех сфер, в которых вы являетесь профессионалами. По этой концепции будем двигаться вперед не только мы, но и последующие поколения».
Чиновники попросили экспертов высказать конкретные предложения по решению проблем. К августу они будут собраны областным комитетом экономики для дальнейшего обсуждения. Свои предложения губернатор уже обозначил — это основные положения его предвыборной программы 2014 года. Тогда в ходе встреч с профессиональным сообществами, экспертами и жителями региона он определил долгосрочную стратегию развития региона, обозначенную им как «Движение вперед».
«Главной задачей последних двух лет было наведение порядка и стабилизация ситуации в регионе, — отмечает Андрей Бочаров. — О развитии мы тогда не говорили, потому что для этого надо было создать соответствующие условия и сделать некий фундамент, базу для роста».
Экономика отходит от шоков прошлых лет
Председатель областной думы, лидер волгоградских единороссов Сергей Горняков вспоминает, как в 80‑е годы Волгоградская область была регионом-донором с мощным промышленным комплексом и АПК (область называли «всесоюзным огородом»). Волгоград застраивался огромными микрорайонами и удивлял интересными транспортными проектами вроде метротрама.
«Когда наступили 90‑е годы, все регионы были примерно одинаково нищие, но затем в нулевые годы многие вырвались вперед, а у нас на долгие годы установился застой», — отмечает господин Горняков.
По сути, в регионе был глубокий системный кризис, осложненный ростом коррупции, криминала и постоянными политическими конфликтами, которые отражали борьбу элит за бюджетные потоки, соглашается Евгений Калинин: «Из региона выкачивали ресурсы в пользу частных интересов отдельных лиц и структур, ничего не вкладывали и не создавали. Из собственности области и города уходили ликвидные активы, уничтожались целые направления и объекты в прежде передовых отраслях. Например, фактически была уничтожена мелиорация в АПК, многие годы власть просто наблюдала за гибелью завода „Химпром“ — бывшего лидера химической отрасли. Регион стал откатываться назад, отрицательная динамика наблюдалась во всех ключевых отраслях».
Все это сопровождалось политическими скандалами — Волгоград прославился на всю страну громкими уголовными делами против мэра областного центра и других руководителей госструктур. По сути, из-за коррупционных дел в нулевые годы лишились своих постов региональные руководители всех ключевых управлений — от МЧС до налоговой инспекции. Из-за этого даже появилась шутка — «Если бы волгоградских губернаторов так часто не меняли, их бы тоже сажали».
«В прошлые годы у меня было несколько крупных проектов, я находил под них серьезных инвесторов, — вспоминает член Общественной палаты региона, гендиректор ООО „Волгоградгражданпроект“ Андрей Куприков. — Но все они мне честно говорили: „Андрей, лучше мы пойдем в Ростов или Краснодар, потому что у вас в регионе бардак и нет никаких гарантий“».
Отношения с федеральным центром были не лучше. Николай Максюта (глава региона в 1997–2010 годах) сначала был в идеологическом противостоянии с Москвой. Волгоградская область была одним из самых ярких центров «красного пояса» КПРФ, напоминает политолог Андрей Серенко. В середине «нулевых» годов Максюта сблизился с «Единой Россией», но его постоянные конфликты с главами Волгограда не шли на пользу региону.
«В 2010–2014 годах прошли „стремительные правления“ сначала Анатолия Бровко, а затем Сергея Боженова. Оба не смогли выстроить отношения с конфликтными местными элитами, — констатирует эксперт. — В итоге федеральный центр высадил Бочарова, по сути, на прямое президентское правление в регионе. Он инициировал декриминализацию, очищение властных и правоохранительных структур от лоббистов и „крышевателей“. За два года были заведены десятки уголовных дел, возвращалось в казну незаконно отчужденное имущество, менялась система конкурсов, усиливался госконтроль».
Порядок начинается с бюджета
В результате, отмечают наблюдатели, удалось повысить прозрачность работы органов власти и таких наиболее проблемных сфер, как ЖКХ, дорожно-транспортный комплекс, промышленность, АПК, финансовая политика.
Так, если ранее администрация области для исполнения бюджета активно получала банковские займы под высокие проценты, то с 2014 года идет их постепенное замещение федеральными бюджетными кредитами. Они выдаются региону под символические 0,1% годовых.
«В 2014 году Бочаров первым делом попросил вернуться на пост главного финансиста Александра Дорждеева, — напоминает Евгений Калинин. — Его хорошо знают и ценят в Минфине РФ. Уже к 2016 году Дорждееву удалось стабилизировать ситуацию с бюджетом региона, который „трещал по швам“». Показательно, что ранее бюджетные кредиты Минфин РФ региону не выдавал — или не было доверия к властям, или кто-то тогда был лично заинтересован в получении именно банковских займов.
По оценке самого Александра Дорждеева, в апреле 2014 года Волгоградская область фактически была банкротом. «Чтобы оздоровить финансово‑бюджетную сферу, надо было срочно снизить долговое бремя, заменив дорогие коммерческие кредиты на бюджетные с минимальной ставкой, — вспоминает он задачи тех лет. — Сегодня доля бюджетных кредитов возросла до 35,8%, а коммерческих — снизилась до 27%. На 1 апреля 2016 года структура долга выглядела так: 31% — ценные бумаги, 46% — бюджетные кредиты под 0,1% и 20% — коммерческие займы».
Одновременно наводился порядок в госзакупках. Волгоградская область одна из первых в стране стала внедрять систему централизации, которая помогает экономить бюджетные средства и снижать коррупционные риски, отмечает председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Анна Чупахина: «Оператором госзакупок всех 38 муниципальных районов и городских округов стало госучреждение Волгоградской области „Центр организации закупок“. Усиление контроля за конкурсами и тендерами позволило только в 2015 году сэкономить 1,43 млрд рублей».
Председатель Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам Лидия Никифорова называет Волгоградскую область лидером в развитии
контрактной системы и рекомендует ее опыт другим регионам. В мае Гильдия собрала в Волгограде представителей 20 регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, на специальную конференцию, посвященную закупочной деятельности и волгоградской практике в этой сфере.
В 2014 году с приходом в регион Андрея Бочарова наступил перелом не только в бюджетной сфере, отмечают наблюдатели. Новый губернатор начал менять отношение к региону на федеральном уровне: за два года Волгоградская область вошла в ключевые программы государственной поддержки промышленности, развития сельских дорог, жилищного строительства и АПК, увеличилось финансирование строительства и ремонта дорог.
Руководитель Волгоградского центра общественного контроля в ЖКХ Олег Капустин считает, что сейчас можно говорить о повышении доверия к региону как со стороны федерального центра, так и инвесторов. В пример он приводит сферу ЖКХ. По разным оценкам, в 2005–2009 годах несколько частных операторов и управляющих компаний коммунального хозяйства Волгограда похитили около 10 млрд рублей. Именно столько составляют долги перед энергоснабжающими компаниями.
«98% населения тогда исправно платило по счетам, деньги, видимо, просто разворовали, — отмечает эксперт. — Но с 2014 года в этой сфере стали наводить порядок: возбудили уголовные дела против руководителей нескольких управляющих компаний, провели их лицензирование, сменили руководителей профильных комитетов на уровне города и области. В результате в водоканал Волгограда пришел серьезный инвестор».
Ставка на концессионные соглашения
Речь идет о концессионном соглашении, которое было заключено в 2015 году по итогам открытого конкурса. На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме оно было признано «уникальным инвестиционным проектом» и крупнейшим в Европе: за 30 лет ООО «Концессии водоснабжения» (фактический владелец — ЗАО «Инвестиционная компания „Лидер“», близкая к «Газпрому») обязуется вложить в модернизацию систем водоснабжения Волгограда 60 млрд рублей. Источниками финансирования станут средства частных пенсионных фондов.
Реализация инвестпрограммы уже началась. По словам директора «Концессии водоснабжения» Николая Николюка, за первый год работы освоено 1,5 млрд рублей инвестиций. За счет этих средств за полгода было проложено 50 километров труб в Волгограде, разработан проект-заказ на 111 насосных станций.
Водоканал Волгограда — один из самых протяженных в России, длина его сетей водоснабжения и водоотведения составляет 4,5 тыс. км, а износ превысил 80%. К моменту прихода концессий ежегодно в городе происходило порядка 5800 аварий, а потери питьевой воды достигли 46%. «Концессии водоснабжения» намерены снизить этот показатель до 20% и за счет этого сократить издержки и выйти на окупаемость.
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак рекомендовал волгоградский концессионный опыт к тиражированию в других регионах. В самом Волгограде в начале июня был объявлен открытый конкурс на передачу в концессию уже теплового хозяйства. В управление предлагается передать 123 котельных, 748 км тепловых сетей (их износ составляет 70%), 200 км сетей горячего водоснабжения, 313 объектов теплового хозяйства. В обязанности концессионера по условиям конкурса входят проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация этих объектов.
«Мы пришли к точно такой же формуле — привлекать внебюджетные средства и не закладывать капитальные расходы в тариф для населения», — отмечал ранее Андрей Бочаров, комментируя планы в отношении МУП «ВКХ», и признавал, что власти столкнулись с давлением и шантажом в ЖКХ. «Эта сфера была не просто коррумпирована, а скорее захвачена криминалом. Сейчас ситуация улучшилась, навели порядок, но в управлении ЖКХ, к сожалению, есть и непрофессионализм, и некомпетентность, а иногда и прямой саботаж», — говорит глава региона.
Конкретный объем вложений в проекте концессионного соглашения не прописан, инвестору предлагается внести план мероприятий по достижению определенных показателей деятельности — снижению удельного расхода топлива, потребления электроэнергии, сокращения количества отказов и аварий, а также процента потерь (сейчас он составляет примерно 15%). В мэрии Волгограда говорят, что речь идет об инвестициях «как минимум» в 30 млрд рублей и свой интерес уже проявили несколько компаний, включая все то же ЗАО «Лидер».
Протокол по результатам конкурса должен быть подписан не позднее 25 октября 2016 года, затем в течение 30 дней должно быть заключено концессионное соглашение.
В экономике нашли психологию
Такие примеры меняют отношение инвесторов к региону, считает председатель областного комитета экономики Сергей Веденеев.
«Есть распространенный стереотип о том, что большую часть инвестиций в Волгоградскую область обеспечивают сырьевые компании — Лукойл и „ЕвроХим“. Даже областные депутаты любят повторять этот миф, — отмечает господин Веденеев. — На самом деле в 2015 году из 193 млрд рублей инвестиций в основной капитал только 43 млрд пришлось на „нефтянку“. А в целом инвестиции составили 26% от ВРП — то есть выше нормы в 25%, которую установил Владимир Путин. И даже несмотря на закрытие заводов „Химпрома“ и ВЗБТ, в 2015 году оборот промышленных предприятий составил 746 млрд рублей».
Однако в новом инвестрейтинге Агентства стратегических инициатив Волгоградская область опустилась на 12 пунктов и теперь занимает 75‑е место. По мнению Сергея Веденеева, снижение произошло, по большей части, за счет увеличения надзорной нагрузки со стороны федеральных органов власти.
Традиционно областные власти критикуются бизнесменами и за малые объемы прямой финансовой поддержки экономики. Однако ситуация здесь также неоднозначная.
«В Тольятти на создание одного рабочего места в индустриальном парке в среднем потратили 40 млн рублей, но оправданы ли эти затраты — большой вопрос, — отметил вице-президент Торгово‑промышленной палаты Волгоградской области Александр Свидов. — Инвестиционный климат в регионе во многом зависит от „психологии доверия“ и стратегии, которую задает первое лицо — губернатор. Ситуация у нас только-только успокоилась, и стал наводиться порядок».
В начале июня волгоградское реготделение «Деловой России» возглавил бывший мэр Волгограда (1992–2003 годы) Юрий Чехов, который владеет в Волгограде многопрофильным бизнесом.
«Я сейчас вхожу в курс дела, активно общаюсь с чиновниками, и, честно говоря, многие сведения о ситуации в экономике региона и мерах господдержки для меня стали открытием, — признался господин Чехов. — Ситуация на самом деле не такая уж и плохая, мы просто привыкли жаловаться, живем в настроении пессимизма и по инерции не надеемся на помощь властей. Многие даже не знают о всех мерах господдержки и не представляют, в какую дверь надо постучаться».
Бизнесмены отмечают, что им проще стало общаться с чиновниками, однако само бизнес-сообщество по-прежнему разобщено и не умеет «упаковывать» свои проекты.
«Губернатор четко определил приоритетные направления развития: в промышленности это импортозамещение через участие в госпрограммах, в АПК — возрождение мелиорации, животноводства, развитие кооперации и переработки, участие в госпрограммах с целью субсидирования создания новых КФК и семейных ферм, — отмечает Сергей Веденеев. — Плюс упор на реализацию инфраструктурных проектов в дорожно-транспортной сфере, ЖКХ и в рамках подготовки к играм чемпионата мира по футболу 2018 года».
Ректор ВолГУ Василий Тараканов считает, что все необходимые инструменты — механизмы господдержки, государственно-частного партнерства, консалтинга — для реализации поставленных задач в регионе уже есть: «У Волгоградской области серьезный потенциал — и кадровый, и научный. Для дальнейшего развития и движения вперед нужна даже не столько финансовая, сколько административно-консультационная помощь со стороны региональных властей. Все необходимые институты для этого созданы».