Допинг подстегнул спортивный арбитраж
Благодаря России офисы CAS в Рио-де-Жанейро будут загружены до предела
Допинговый кризис
Одной из самых загруженных структур в ближайшие дни, а может быть, и непосредственно во время открывающейся 5 августа Олимпиады в Рио-де-Жанейро будет Спортивный арбитражный суд (CAS). Ему пришлось открыть в олимпийской столице сразу два временных офиса. Это связано в первую очередь с ожиданиями вала апелляций от отстраненных от участия в Олимпийских играх различными международными спортивными федерациями российских спортсменов.
Вчера базирующийся в Лозанне Спортивный арбитражный суд объявил об открытии в Рио-де-Жанейро сразу двух временных офисов. А в заявлении, посвященном этому событию, CAS сообщил, что "впервые в истории Олимпийских игр будет первой инстанцией при рассмотрении дел, имеющих отношение к допингу".
Ранее эта структура действительно никогда не выполняла такие функции. В CAS обращались только в случае, если хотели оспорить вердикт международной спортивной федерации или Международного олимпийского комитета (МОК), а работать арбитраж привык в достаточно спокойном режиме, рассматривая иски неделями и даже месяцами. Но нынешняя ситуация действительно выглядит настолько неординарной, что может потребовать от арбитров совершенно иной в плане интенсивности работы.
Привело к этому решение МОК допустить на Олимпиаду в Рио сборную России, но при этом спустить на уровень международных федераций обязанность внимательно рассматривать ее заявки в каждом виде и отцеплять спортсменов с допинговым бэкграундом. За прошедшие после заседания исполкома МОК три дня количество не прошедших отбор российских атлетов, если считать дисквалифицированную ранее практически в полном составе легкоатлетическую команду, перевалило за сотню и составило примерно треть первоначальной заявки Олимпийского комитета России из 387 человек. В числе видов, пострадавших при отсеве, оказались плавание и тяжелая атлетика, академическая гребля и гребля на байдарках и каноэ, современное пятиборье и велоспорт, борьба и волейбол. Причем большая группа спортсменов, подвергшихся отстранению, не имела в биографии допинговых дисквалификаций, то есть формально они являлись абсолютно чистыми. А их чистоту поставил под сомнение лишь доклад независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA), в котором говорилось о приблизительно шести сотнях якобы сокрытых российскими антидопинговыми ведомствами в последние годы положительных допинг-проб. Однако, как выяснилось, российские спортивные федерации не готовы принять такое наказание.
Одними из первых объявили о том, что будут бороться за восстановление в статусе, пловцы. В плавательной команде отстранены от выступлений в Рио семь человек. И представители ее главной звезды — лучшей брассистки мира Юлии Ефимовой, несмотря на то что у нее в рекорде значится отбытая допинговая дисквалификация,— сразу же сообщили о том, что планируют обратиться в CAS, ссылаясь на то, что в случае с Ефимовой речь идет о принципе двойного наказания, уже однажды отмененном арбитражем. Вчера стало известно, что рассматривают возможность обращения в него три других пловца — Владимир Морозов, Никита Лобинцев и Дарья Устинова. На данный момент, правда, Международная федерация водных видов спорта (FINA) по просьбе Всероссийской федерации плавания (ВФП) лишь потребовала у WADA информацию по этим спортсменам. А президент ВФП Владимир Сальников подчеркнул, что два олимпийских призера — Владимир Морозов и Никита Лобинцев — "не совершали никаких нарушений", добавив, что по крайней мере Морозов уже твердо решил обращаться в CAS. В федерации надеются, что смогут вернуть их в состав. Более того, плавательная команда вместе с отстраненными спортсменами уже отправилась в Бразилию. Между тем WADA вчера сообщило, что Морозов, Лобинцев и Устинова "были причастны" к схеме сокрытия положительных проб, о которых говорилось в докладе Ричарда Макларена.
Схожую позицию по своим атлетам — Максиму Кустову и Илье Фролову — заняла и Федерация современного пятиборья России. Ее руководитель Вячеслав Аминов заявил, что организация "проведет расследование происшедшего" и обжалует решение в CAS.
А Федерация гребного спорта России (ФГСР) уже уведомила арбитраж о намерении подать иск. Количественно, скажем так, ФГСР пострадала наиболее сильно. Международная федерация гребли (FISA) допустила к участию в Олимпиаде лишь шестерых российских гребцов из 28 в заявке. Остальные спортсмены не соответствовали, по ее мнению, критериям МОК.
Проанализирует возможность подачи апелляции в CAS Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ, которая лишилась пятерых атлетов. Но в этой организации уточнили, что подавать иск в CAS будут уже, видимо, после Олимпиады.
В список недовольных методами допуска наверняка войдет в ближайшее время Федерация тяжелой атлетики России (ФТАР). Вчера Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) проинформировала об итогах перепроверки допинг-проб лондонской Олимпиады 2012 года. Еще раньше в ходе нее было зафиксировано нарушение со стороны российского супертяжа Руслана Албегова, взявшего в Великобритании бронзу и оказавшегося в первоначальной заявке на соревнования в Рио. Во вчерашнем заявлении IWF говорится еще об 11 положительных пробах. Четыре из них принадлежат россиянам — Наталье Заболотной, Светлане Царукаевой, Александру Иванову и Андрею Деманову (в бразильской заявке их нет). Заболотная и Царукаева стали серебряными призерами лондонской Олимпиады.
Российская тяжелая атлетика и до этого находилась в подвешенном состоянии, рискуя повторить судьбу легкой атлетики. По новым правилам IWF даже три положительные пробы, обнаруженные в результате перепроверки тестов двух Олимпиад — лондонской и пекинской 2008 года, могли привести к дисквалификации целой команды, а у России такое количество накопилось еще до вчерашнего объявления. Тем не менее президент ФТАР Сергей Сырцов отметил, что, на его взгляд, старые пробы не могут быть аргументом для отстранения от Олимпийских игр всех российских штангистов.