Битва титанов
Подрядчики строительства АЭС-2 обмениваются исками
АО "Концерн Титан-2" и ОАО "Метрострой", генподрядчик и субподрядчик на строительстве Ленинградской АЭС-2, обменялись судебными претензиями. В конце июля "Титан-2" обратился в суд, обвинив "Метрострой" в срыве сроков сдачи ряда объектов на ЛАЭС-2. Сумма исковых требований "Титана-2" составила около 1,48 млрд рублей. "Метрострой" же около месяца назад подал три иска против "Титана-2", пытаясь взыскать совокупно около 1 млрд рублей задолженности по выполненным работам. В "Метрострое" заявляют, что если срыв сроков сдачи объектов и был, то по вине заказчика, годами задерживающего оплату выполненных работ.
Информацию о подаче иска в суд на "Метрострой" разместил на своем сайте "Титан-2". Само исковое заявление в арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти было подано 22 июля 2016 года и принято судом к производству 28 июля. Предварительное судебное заседание назначено на 26 сентября.
В сообщении "Титана-2" говорится, что поводом к подаче иска послужило невыполнение со стороны "Метростроя" контрактных обязательств по сооружению энергоблока N 1 Ленинградской АЭС-2. По заявлению представителей "Титана-2", "Метрострой" сорвал сроки сдачи ряда объектов, а также длительное время не предоставлял генподрядчику документацию на выполненные работы. Просрочка по некоторым видам работ составила более 100 дней, уверяют в генподрядной организации. В частности, были сорваны сроки выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, что привело к несвоевременному выполнению подачи напряжения, что повлияло на другие события, обеспечивающие своевременный ввод в эксплуатацию энергоблока N 1. Стоимость работ по договору составляет около 31,7 млрд рублей. По условиям договора, говорят в "Титане-2", размер неустойки составил примерно 1,48 млрд рублей.
Генподрядчик сообщил, что концерн был вынужден заменять "Метрострой" на объектах ЛАЭС-2, чтобы уложиться в установленные сроки, неся финансовые затраты, и заверил, что нивелировал отставание по проекту.
В "Метрострое" же претензии "Титана-2" называют надуманными и полагают, что они, скорее всего, являются ответным шагом на иски, поданные "Метростроем" в адрес концерна в июне 2016 года. Главное требование "Метростроя" по всем трем искам заключается во взыскании долга с генподрядчика за фактически выполненные и предъявленные ему работы, как утверждает субподрядчик. Общая сумма задолженности перед ОАО "Метрострой" составляет более 1 млрд рублей.
"Претензии, вменяемые АО "Концерн Титан-2" в адрес ОАО "Метрострой", являются виртуальными и основаны на неправильном математическом расчете, в результате которого появилась сумма неустойки, отраженная в иске. "Метрострой", в свою очередь, основывает свои претензии на реальных материальных затратах, подкрепленных необходимой документацией. Что касается срыва сроков работ, то они, если и были, то по вине заказчика, годами задерживающего оплату выполненных работ. "Метрострой" не раз привлекал заемные средства для строительства объектов ЛАЭС-2, и каждый раз это было связано с задержкой выплат со стороны генподрядчика уже выполненных работ. Строить ЛАЭС-2 за счет строительства метрополитена ОАО "Метрострой" категорически не может. Попытки использовать средства, выделенные на строительство метрополитена, привели к тому, что аудиторской проверкой в 2016 году в наш адрес было сделано замечание", — заявили в пресс-службе "Метростроя".
В компании отметили, что неоднократно просили генподрядчика погасить задолженность, однако реакции не последовало. В "Метрострое" заверили, что взяли на себя обязательства до конца этого года закончить работы по монтажу системы предварительного натяжения железобетонного купола реактора, так как на момент возникновения судебных споров они уже были начаты.
Екатерина Ильина, старший юрист адвокатского бюро А2, говорит, что наибольшее количество дел о взыскании неустойки — это дела, связанные со строительством.
"Дела, касающиеся крупных и комплексных объектов, осложнены еще и тем, что в них присутствует не только неустойка, но и затраты на привлечение третьих лиц. Если подрядчик не устраняет недостатки в срок, могут быть убытки, связанные, к примеру, с тем, что из-за просрочек одного исполнителя другие исполнители и заказчик, в свою очередь, также срывают свои обязательства перед контрагентами и вынуждены, уже со своей стороны, платить пени", — высказывается госпожа Ильина.
Что касается данного спора, говорит госпожа Ильина, если в действиях заказчика не было злоупотреблений, то есть площадка была передана, оплаты произведены и так далее, и исполнитель не заявлял о приостановке работ, то взыскать сумму пеней не должно быть сложно.
"Концерн Титан-2" был основан в 1995 году Григорием Нагинским, который сейчас выступает генеральным директором концерна и председателем совета директоров ОАО "Титан-2".
В портфеле компании много проектов, наиболее известные — строительство ЛАЭС-2 и Балтийской АЭС.
Что касается ЛАЭС-2, то на строительство станции в 2008 году генподрядчиком было выбрано АО "Атомэнергопроект" (принадлежит "Росатому"), в 2012 году новым генподрядчиком становится ФГУП "Спецстрой России", в мае 2015 года генподряд на ЛАЭС-2 получил "Концерн Титан-2".
Закладка капсулы на месте будущей ЛАЭС-2 состоялась в 2007 году, непосредственно строительные работы начались в 2008 году. Примерная стоимость проекта оценивается в 600 млрд рублей. Первая очередь из двух блоков должна быть закончена к 2017 году, вторая — к 2021 году. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 — 50 лет.
"Метрострой" работает на ЛАЭС-2 с 2009 года, строит градирни и здания реактора энергоблоков N 1 и N 2. Выступает субподрядчиком "Титана-2" с 2015 года. Совладельцами "Метростроя" являются ГУП "Петербургский метрополитен" — 25% доля в уставном капитале, Николай Александров — 23,84%, КИО — 21%, Вадим Александров — 13,62%, АО НКО "НРД" — 6,78%, а также четыре миноритария — физических лица.