Стройтехника перестала обновляться
Оборудование
Рынок продаж строительной техники продолжает падение. Небольшое оживление демонстрирует лизинговый сегмент, однако наибольший прирост здесь отмечен в части продаж бывшей в употреблении техники. Наибольшее влияние на рынок оказало введение утилизационного сбора, которое существенно подняло цены.
По итогам нынешнего года эксперты прогнозируют падение продаж на рынке строительной техники на 25-30%.
Соносукэ Исии, руководитель бизнес-дивизиона России и СНГ Hitachi Construction Machinery, полагает, что за первое полугодие 2016 года спрос на технику снизился более чем на 20% по отношению к первому полугодию 2015 года.
Петр Плаунов, старший бизнес-консультант по строительной технике JCB в России, более оптимистичен в оценке падения рынка. По его словам, падение составило около 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Павел Лежнев, директор департамента по развитию и продвижению продуктов Zeppelin (дилер Caterpillar), говорит, что сегодня популярными видами строительной техники являются экскаваторы, землеройная техника и малая строительная техника. По его оценке, в кризис больше всего пострадали небольшие частные клиенты, которые покупают в основном малую строительную технику.
"В сегменте дорожно-строительной техники в первом полугодии наибольшей популярностью пользовались автогрейдеры, катки, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики; в сегменте строительной техники — башенные краны и подъемники различных видов", — говорит руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" Андрей Волков.
"Из продуктовых групп мы заметили увеличение доли телескопических погрузчиков. Это связываем с более благополучным экономическим положением сельхозпроизводителей, развивающих свои мощности в условиях ограничения импорта", — говорит господин Лежнев.
Он также отмечает рост продаж бывшей в употреблении техники. "Она составила около 70% от продаж машин, — говорит эксперт. — В этом году рост рынка техники с наработкой прекратился, хотя она и продолжает составлять существенную долю в нашем портфеле продаж".
Импорт падает
Эксперт ID-Marketing Андрей Ловков отмечает, что на сегодняшний день импорт спецтехники (анализ проводился по 26 различным видам машин) в Россию в натуральном выражении составил чуть более 2,5 тыс. единиц по итогам января — мая 2016 года, что на 22% меньше аналогичных значений минувшего года. Импорт сокращается практически по всем направлениям. Исключение составляют тяжелые машины (экскаваторы, погрузчики, бульдозеры), ввоз которых увеличился на 30%. Кроме того, на 28,4% увеличился спрос по сравнению с прошлым годом на телескопические погрузчики, которые не имеют аналогов среди отечественной техники и поставляются только из-за рубежа. По данным ID-Marketing, наибольшие изменения в сторону сокращения поставок произошли в сегменте башенных кранов (-84,4%), малых и колесных гидравлических экскаваторов (75,8 и 73% соответственно). Производственные показатели по основным группам тоже неоднозначны. "Если в сегменте экскаваторов и бульдозеров присутствует некоторый рост (4 и 13% соответственно), то по фронтальным одноковшовым погрузчикам наблюдается спад сразу на 40%. При этом доля иностранных производителей в тех же экскаваторах составляет не менее 30%", — рассказывает господин Ловков.
По данным ID-Marketing, в импорте наибольшее количество машин было ввезено под марками JCB (основа телескопические погрузчики и экскаваторы-погрузчики), Komatsu (тяжелые и средние гусеничные экскаваторы), Caterpillar (техника среднего класса — бульдозеры, погрузчики, экскаваторы), Volvo (экскаватор-погрузчик, средние колесные погрузчики и тяжелые гусеничные экскаваторы) и Hitachi (гидравлический мини-экскаватор, средний колесный погрузчик, тяжелый гидравлический экскаватор). Из российских производственных предприятий лидерами являются ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ЗАО "Петербургский тракторный завод",ЗАО "Тверской экскаватор", ОАО "Брянский арсенал".
Доминирующий класс
По оценкам господина Исии, в России доминирующее положение стабильно занимает средний класс техники эксплуатационной массой 20-30 тонн. "Конечно, за последнее время спрос на нее также упал, но это по-прежнему самый популярный класс машин. За первое полугодие 2016 года мы уже отмечаем падение спроса на мини-технику и технику малого класса. Для таких типов работ клиенты зачастую предпочитают использовать технику, бывшую в употреблении, или по возможности обходятся ручным трудом. Дополнительное критическое падение спроса в классе мини-техники мы ожидаем в ближайшем будущем из-за введения утилизационного сбора. Ставки сбора на этот тип машин значительно повысят стоимость для конечного потребителя", — сетует господин Исии.
А вот доля техники крупного класса (от 45 тонн) и горной техники в общем спросе наоборот осталась без изменений или даже выросла, что связано в первую очередь с проведением крупных инфраструктурных проектов государственной значимости (таких как строительство нефте- и газопроводов) и повышением рентабельности горнодобывающих предприятий, которые ориентированы на экспорт.
Между валютным курсом и сбором
Импортная техника продолжает занимать главенствующее положение на рынке. Однако за последние два года спрос на нее серьезно упал из-за нестабильности курсов валют. "Причем падение спроса происходит вне зависимости от марки техники — отечественные производители также подвержены отрицательному влиянию текущей экономической ситуации", — говорит господин Исии.
Господин Плавунов отмечает, что на позиции импортной техники существенное влияние сегодня оказывает не столько курс валют, который в первом полугодии оставался более или менее стабильным, сколько утилизационный сбор, в частности, на мини-экскаваторы он составляет 600 тыс. рублей — это примерно дополнительные 15-20% к стоимости. "Многие клиенты просто не готовы приобретать продукцию по новым ценам", — говорит эксперт. Правительство России ввело утилизационный сбор на специальную технику в феврале 2016 года. Постановлением предусмотрена базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 тыс. рублей, но в зависимости от вида техники применяются повышающие коэффициенты, исходя из веса, мощности и возраста техники. Например утилизационный сбор на бульдозеры массой выше 50 тонн и возрастом более трех лет составляет 15 млн рублей, а на экскаваторы-погрузчики (массой от 22 тонн при мощности двигателя от 150 л. с и возрастом более трех лет) — 24,13 млн рублей.
"Нельзя не отметить, что возрастная структура рынка, которую отчасти можно считать качественной его составляющей и в пользу которой было направлено множество постановлений, изменилась. Если доля подержанных машин, ввезенных на территорию нашей страны, по итогам января — мая 2015 года составляла 24,4%, то в аналогичном периоде 2016 года — это уже 10,8%. Но здесь одну из решающих ролей сыграл утилизационный сбор, который привел к значительному росту цен на подержанные машины. На некоторые виды выплаты составили более 35 млн рублей", — говорит господин Ловков.
С введением утилизационного сбора основной объем продаж составляют машины, которые уже находятся на складе производителей или дилеров и завезены без утилизационного сбора. Соответственно, те компании, которые обеспечили себе запас техники, находятся сейчас в более выгодном положении.
Арендный демпинг
Соносукэ Исии отмечает, что продажа новой техники занимает значительную долю, однако за последнее время можно наблюдать рост доли аренды. Как полагает господин Исии, это связано с большим количеством техники у клиентов в обороте и с сокращением строительных проектов, поэтому собственники зачастую либо продают свои машины, либо начинают сдавать их в аренду.
При этом господин Лежнев отмечает, что в условиях падения спроса и наличия больших складов обострилась ценовая конкуренция. "Арендные ставки в рублях сохраняются на уровне 2014 года. Цены на машины также находятся на беспрецедентно низком уровне. Производители и дилеры, стараясь сохранить уровень продаж, пытаются использовать машины, завезенные по дешевому рублевому курсу и без утилизационного сбора. Однако таких машин на рынке остается все меньше и на следующий год совсем не останется. Рынок движется к более сбалансированному состоянию, но с учетом большого количества машин, проданных в 2010-2014 годах, дисбаланс продлится еще несколько лет", — считает господин Лежнев.
"Кроме того, в связи с уменьшением количества строящихся объектов и инфраструктурных проектов по сравнению с 2012-2014 годами, на рынке возник избыток свободной бывшей в употреблении техники, что сдерживает рост арендных ставок, при увеличении стоимости новой техники, что также склоняет выбор строительных компаний к аренде техники, нежели к ее покупке или лизингу", — говорит Дмитрий Виноградов, генеральный директор ООО "Лентранслизинг".
Половина продаж на лизинг
"Также стоит отметить рост числа сделок по продаже новых машин с привлечением лизинговых компаний, так как производители техники не всегда могут предложить возможность рассрочки платежа", — говорит господин Исии.
Доля лизинговых сделок в продаже стройтехники сегодня составляет 30-50%, говорят эксперты.
Дмитрий Виноградов говорит, что доля строительной техники в портфеле нового бизнеса ООО "Лентранслизинг" в первом полугодии 2016 года составила 12%, тогда как аналогичный показатель в первом полугодии 2015 года — 4,5%. "Для сравнения в первой (докризисной) половине 2014 года доля строительной техники в новом бизнесе ООО "Лентранслизинг" достигала 20%. Небольшое оживление рынка лизинга строительной техники в 2016 году все равно не возвращает его к значениям 2013-2014 годов", — отмечает господин Виноградов.
Андрей Волков из "Балтийского лизинга" констатирует: "Судя по нашим результатам, мы наблюдаем снижение и объема нового бизнеса, и количества заключенных сделок в сегменте стройтехники. Объем нового бизнеса по строительной технике упал на 31%, по строительному оборудованию — на 41%, дорожно-строительной технике на 39% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Количество сделок сократилось в среднем на 27%". Он обращает внимание на то, что строители сейчас не торопятся обновлять парки техники и оборудования — сказывается неопределенность в ожиданиях от экономической ситуации, а бюджетные средства по проектам развития инфраструктуры еще не дошли до конечных исполнителей.
"Несмотря на выбытие части техники из эксплуатации в связи с износом, новой техники строительными компаниями покупается или приобретается через лизинговый механизм немного, компании стараются все больше использовать арендованную технику в связи с возможностью в любой момент прекратить аренду и снять с себя затратную нагрузку", — говорит господин Виноградов.
Господин Виноградов добавляет, что из-за избытка бывшей в употреблении техники на рынке и лизинговые компании проявляют к этому предмету меньший интерес, так как избыток приводит к снижению ликвидности. А это, в свою очередь, приводит ужесточению условий лизинга: увеличению размера аванса, увеличение ставки, необходимость поручительств. Некоторые компании еще в 2015 году отказались от лизинга строительной техники, предпочитая работать в транспортном сегменте.
"Тем не менее спрос на лизинг строительной техники есть. Он предъявляется в основном компаниями, которые предпочитают иметь свой парк в связи с возможностью самостоятельно следить за техническим состоянием техники, оперативно ее обслуживать и ремонтировать, что позволяет избегать рисков срыва сроков проведения работ из-за поломок арендованной техники", — говорит господин Виноградов.
Пресс-служба компании "ВТБ-Лизинг" утверждает, что если говорить о количественном соотношении, то сегодня доля приобретаемой в лизинг отечественной автотехники значительно больше импортной.
"Существуют такие виды строительной техники, по которым преимущество есть у отечественных производителей: автокраны, бульдозеры и тракторы. Седельные тягачи и прицепы приобретаются в основном только импортные", — говорят в компании.
В пресс-службе "ВТБ-Лизинга" при этом прогнозируют дальнейший рост спроса на подержанную импортную технику, цены которой зафиксированы в рублях и стоимость дешевле новой техники.
"В настоящее время рынок переживает далеко не лучшие времена, и проблемы для игроков накапливаются как снежный ком. Сначала рост иностранных валют, а затем и утилизационный сбор значительно усложнили жизнь большинству предприятий. И если с курсом валют все очевидно и понятно, то утилизационный сбор до сих пор вызывает вопросы, а некоторые бюрократические моменты остаются спорными даже для отечественных производителей. По итогам года падение, безусловно, замедлится, но будет оставаться на уровне 20-25%", — резюмирует господин Ловков.
"В этом году спрос продолжит оставаться на низком уровне. Мы ожидаем более оптимистичной ситуации в следующем году и надеемся, что рынок начнет постепенно восстанавливаться", — говорит господин Исии.