У Констанс-банка отозвали лицензию
Судебные тяжбы не помогли
В прошлую пятницу мегарегулятор отозвал лицензию на осуществление банковских операций у АО АКБ "Констанс-Банк" Александра Ебралидзе, занимавшего 387 место в банковской системе РФ. В июне этого года ЦБ наложил на банк ограничения, запретив, к примеру, открывать новые отделения. В ответ на это банк тогда же в июне подал в суд на местное управление Банка России, разбирательство по делу в данный момент продолжается. Эксперты говорят о том, что высока вероятность попытки оспаривания отзыва лицензии в суде, но называют это потерей времени.
В своем сообщение от отзыве лицензии Центробанк говорит о том, что причиной этого послужили выявленная крупная недостача наличных денежных средств в кассе АО АКБ "Констанс-Банк", полная утрата собственного капитала в результате формирования резервов на возможные потери под фактически отсутствующие активы, а также вовлеченность банка в сомнительные транзакции.
До этого, в июне 2016 года, ЦБ ввел ряд ограничений в деятельности Констанс-банка, в числе которых было ограничение по суммам переводов в интересах юрлиц, что, как считает Богдан Зварич, аналитик группы компаний "ФИНАМ", было сделано для того, чтобы не допустить вывода средств из банка, предотвратив тем самым ухудшением ситуации в нем.
"За время действия ограничений регулятор мог попытаться найти санатора для данного банка. Видимо, данная попытка оказалась неудачной — заинтересованных лиц не нашлось, в результате чего у банка была отозвана лицензия", — полагает он.
Объем вкладов физлиц банка оценивается примерно в 3 млрд рублей, средства юрлиц — более 300 млн рублей. Общий размер кредитного портфеля — 106 млн рублей. Вклады были застрахованы, поэтому Агентство по страхованию вкладов начнет выплаты вкладчикам не позднее 19 августа.
Банк, обслуживающий бизнес господина Ебралидзе — ОАО "Талион", в числе активов которого производство бруса из клееного шпона в Торжке и отель на Невском проспекте, принадлежит на 40% Анатолию Попову, на 20% — Эльвире Дыговой и на 40,93% непосредственно самому Александру Ебралидзе.
В пятницу от комментариев в Констанс-банке отказались. При этом эксперты считают, что особого урона бизнес "Талиона" не понесет, однако есть нюансы.
Михаил Александров, партнер "Адвокатского бюро А2", подчеркивает, что акционеры банка, как правило, хорошо себе представляют, что происходит. "И видят ситуацию изнутри задолго до отзыва лицензии. Так что вряд ли это стало неожиданностью. Если какой-то негативный эффект от закрытия банка и был, то он уже весь, что называется, случился. Впрочем, если окажется, что за счет банка финансировались проекты "Талиона" путем кредитования связанных сторон — тогда у проектов могут быть проблемы. Есть и еще один аспект: если АСВ удастся привлечь к ответственности самого Ебралидзе, то и его активы могут оказаться под ударом", — высказывается господин Александров.
Стоит отметить, что Констанс-банк сразу после введения ограничений его деятельности подал в суд на местное управление ЦБ. По мнению господина Александрова, есть вероятность, что и отзыв лицензии банк попытается оспорить. "Но из всех многочисленных попыток к успеху, кажется, привела только одна. Да и есть ли смысл в этом с практической стороны? После отзыва лицензии, отключения от системы расчетов бизнес банка де-факто уже окончен", — заключил он.
Господин Зварич также считает, что вероятность вернуть себе лицензию в такой ситуации мизерна. "Акционеры могут попробовать обратится в суд, однако подобных прецедентов на современном рынке пока нет — последний раз по суду банку вернули лицензию в далеком 1999 году", — высказался господин Зварич.
Если же говорить о теоретическом уроне, который может быть нанесен банковскому рынку региона, то и тут эксперты, указывая на низкое место банка в общероссийском рейтинге, говорят, что все обойдется.
"Учитывая присутствие на петербургском рынке крупных игроков и хорошее развитие банков в городе, влияние отзыва лицензии у данного банка будет минимальным, а почувствовать какие-то последствия отзыва смогут лишь компании и физлица, работавшие с ним", — констатирует господин Зварич.