К интернет-кинотеатрам подошли избирательно
Им хотят запретить участвовать в выборах
Для онлайн-кинотеатров могут ввести запрет на участие в избирательных кампаниях политических партий. Такую поправку к избирательному законодательству предлагает Медиакоммуникационный союз (МКС), объединяющий крупнейших операторов связи и медиахолдинги. Участники рынка считают, что это ограничение само по себе не имеет смысла и может стать разменной монетой при обсуждении других положений законопроекта МКС о регулировании мессенджеров и интернет-кинотеатров.
Онлайн-кинотеатрам могут запретить размещать рекламу политических партий и предвыборную агитацию, следует из поправок к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которые готовит МКС. «Организаторы аудиовизуальных сервисов в интернете не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, за исключением случаев, когда информирование осуществляется на каналах организаций телерадиовещания, доступ к которым предоставляется пользователям аудиовизуального сервиса»,— говорится в тексте законопроекта (есть в распоряжении “Ъ”, см. “Ъ” от 11 августа).
МКС объединяет крупнейших игроков медиа и телекома, в число членов входят «Национальная Медиа Группа», «Газпром-Медиа Холдинг», «СТС Медиа», МТС, «МегаФон», «Вымпелком», «Транстелеком», «ЭР-Телеком», «Цифровое телевидение», «Ростелеком», Национальная спутниковая компания. Павел Степанов, сменивший с 1 августа Сергея Петрова на посту президента МКС, заявил “Ъ”, что он «не в курсе» этого положения и «ни с кем его не обсуждал».
«Сейчас ограничений для распространения легального агитационного контента в интернете не существует»,— заявила “Ъ” секретарь Центризбиркома Майя Гришина. По ее словам, кандидат должен оплатить агитацию из избирательного фонда и прислать ее образец в избирком перед опубликованием на сайте — вне зависимости от того, зарегистрирован он как СМИ или нет. «Хотелось бы понять, для чего предлагаются эти ограничения,— сообщила госпожа Гришина.— Как говорит Конституционный суд, ограничения должны преследовать конституционно значимые цели. Хорошо бы, чтобы подобные вещи широко обсуждались со специалистами в профильных областях».
В законопроекте МКС есть положения, не несущие смысловой нагрузки, они выглядят как некие разменные пункты, рассуждает гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов, добавляя, что к ним уже обращались несколько политических партий с запросом о размещении предвыборной рекламы. «Например, пункт об избирательных объединениях. Есть вероятность, что при обсуждении законопроекта отрасли пойдут на уступки в этом меньшем из зол, чтобы потом авторов документа никто не обвинил в недоговороспособности, и удалят это требование из поправок. Зато пункт о не более чем 20-процентной доле иностранного участия в уставном капитале оставят»,— предполагает он.
По словам замгендиректора ivi.ru по правовым вопросам Михаила Платова, их компания «вообще “политику ”не размещает безотносительно выборов». «Видеореклама, в том числе политическая, размещается не только в онлайн-кинотеатрах, и смысла в этом ограничении никакого»,— говорит он.
Из положений законопроекта МКС обращает на себя внимание также введение административной ответственности за «неисполнение обязанностей организатором аудиовизуального сервиса». Так, если онлайн-кинотеатр не уведомит Роскомнадзор, который будет вести реестр таких ресурсов, о начале своей деятельности или если не представит сведения о себе или не представит вовремя, гражданам будут грозить штрафы 1–30 тыс. руб., должностным лицам — 10–30 тыс. руб., юрлицам — 50–300 тыс. руб.
Кроме того, законопроект МКС, работа над которым идет с весны 2016 года, затрагивает и некоторые вопросы, связанные с регулированием интернет-мессенджеров. Так, в последней его версии сохранилось требование к идентификации пользователей мессенджеров, для чего «организаторы обмена мгновенными сообщениями» обязаны до 1 января 2017 года заключить договор с операторами связи. Согласно тексту документа, мессенджеры смогут передавать сообщения только от идентифицированных пользователей.
В то же время изменениями к закону «О связи», содержащимися в «пакете МКС», для операторов связи не вводится обязанность заключать договор с организатором обмена мгновенными сообщениями — им лишь предоставляется такое право. В случае заключения договора сервис мгновенных сообщений, проводя обязательную идентификацию своих пользователей, направляет оператору связи сведения о них, а тот сверяет эти данные с имеющимися у него сведениями об абонентах (ФИО) и лишь сообщает об их совпадении или несовпадении.
Под подобный закон попадут все сервисы, в которых присутствует обмен сообщениями, включая почтовые сервисы, видеосервисы и даже игры: там везде есть функция обмена сообщениями между пользователями, указывает источник в одном из крупных мессенджеров. «Это ограничение имеет все признаки антиконкурентного ограничения предпринимательской деятельности,— считает собеседник “Ъ” в интернет-отрасли.— Это в очередной раз поставит российских разработчиков в заведомо худшее положение по сравнению с их зарубежными конкурентами».
«Пакет МКС» также предлагает поправки к подписанному 6 июля Владимиром Путиным федеральному закону №374, более известному как «пакет Яровой». Этот закон обязывает операторов связи с 1 июля 2018 года хранить на срок до шести месяцев весь пользовательский контент, включая голосовой трафик. Операторы связи выступали с жесткой критикой, поскольку он требует от них совокупных инвестиций более чем в 2,2 трлн руб. Согласно «пакету МКС», операторов связи предлагается освободить от хранения информации, уже «хранимой организаторами обмена мгновенными сообщениями и организаторами аудиовизуальных сервисов». Если эта поправка будет принята, то задача операторов по хранению контента должна упроститься.
Напомним, что в марте экспертный совет при правительстве РФ выпустил свое заключение о регулировании рынка аудиовизуальных и коммуникационных сервисов, которые работают через интернет. Дополнительное регулирование ТВ-, видео-, аудиосервисов в интернете «нецелесообразно и избыточно», поскольку на них уже распространяются, в частности, законы «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности», следовало из документа. Введение «избыточного или некорректного» регулирования приведет к ограничению конкуренции и повлечет за собой существенное снижение экономической эффективности и инвестиционной привлекательности ОТТ-сервисов.