Услуги страховщика проверят прокуроры
Инцидент в офисе «Росгосстраха» стал поводом для расследования
В Ульяновске деятельность страховой компании «Росгосстрах» проверяет местная прокуратура и полиция. Поводом стал скандал в центральном офисе филиала, в ходе которого клиент не пожелал оплачивать навязанные к ОСАГО допуслуги, и вызвал полицию. По мнению правозащитников, для исключения подобных случаев необходимо серьезно менять законодательство.
В четверг прокуратура Ульяновской области начала проверку деятельности регионального филиала «Росгосстраха» при продаже полисов ОСАГО. Об этом “Ъ” сообщили в надзорном ведомстве. Поводом послужили сообщения о скандале, разразившемся в центральном офисе филиала, где местный автомобилист Сергей Еремин отказался оплачивать навязанные допуслуги по страхованию жизни. Сотрудники офиса пытались выпроводить упрямого клиента, вызвав охрану, в ответ на это водитель, чтобы защититься от насилия со стороны охранников, вызвал полицию. В УМВД “Ъ” сообщили: по факту инцидента «начата проверка, по результатам которой будет принято соответствующее процессуальное решение».
Стоит заметить, что этот случай далеко не единичный: навязывание допуслуг по страхованию в последнее время носит массовый характер во многих регионах. Сотрудники страховых компаний, не спрашивая клиентов, оформляют страхование жизни, проведение технической диагностики автомобиля и другие услуги. Несогласным отказывают в получении полиса ОСАГО. Автомобилисты, как правило, соглашаются на доплаты, поскольку в других компаниях гигантские очереди: если раньше оформление полиса занимало не более 15 минут, то теперь процедура длится час с осмотром автомобиля. Отметим, что ранее у «Росгосстраха» уже были проблемы из-за навязывания допуслуг и других нарушений: в мае 2015 года ЦБ даже приостанавливал действие лицензии страховщика, о чем сообщал “Ъ” .
В четверг руководство филиала для комментариев было недоступно. Ранее, в июле, на запрос “Ъ” в связи с похожими случаями заместитель руководителя филиала Марина Коротнева отвечала: «навязывание допуслуг недопустимо». Пресс-служба головного офиса «Росгосстраха» ответила, что «в курсе инцидента в офисе продаж в Ульяновске» и что «в настоящее время проводится служебное расследование». В компании подчеркнули, что еще в начале 2015 года был введен так называемый «период охлаждения»: в течение пяти дней после приобретения полиса клиенты могут отказаться от него и вернуть деньги. Именно в этом механизме видят решение проблемы в Российском союзе автостраховщиков, хотя и признают, что большинство автомобилистов даже не знают о такой возможности. Отметим, что для борьбы с этим явлением ранее был принят закон (президент подписал его в начале июля), согласно которому страховая компания будет оштрафована на сумму до 300 тыс. руб. за попытку навязать допуслуги или за необоснованный отказ оформить «автогражданку».
В региональном управлении Роспотребнадзора говорят, что жалобы от автомобилистов продолжают поступать. «В этом году их было порядка двух десятков, все они направляются в Центробанк»,— пояснили “Ъ” в ведомстве. В ГУ ЦБ РФ по Самарской области (в сферу его контроля входит и Ульяновская область) отмечают, что реагируют на все обращения, «но нарушения продолжаются».
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что «Росгосстрах» «напрочь игнорирует как требования закона, так и этические нормы». «Все это должно караться,— считает он.— Нужны жесткие меры к конкретным должностным лицам вплоть до очень больших штрафов и дисквалификации. Надо пересмотреть и законодательство, что-то здесь явно не так. Государство идет на поводу у автостраховщиков, в то время как надо дать им понять, что ОСАГО — не для того, чтоб они наживались, а чтобы решать важнейшую социальную проблему». Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что одними жесткими мерами проблему не решить, и «надо менять всю архитектуру ОСАГО».
Почему «Росгосстрах» в марте приостановил электронные продажи ОСАГО
Лидер рынка — страховая компания «Росгосстрах» — в марте объявил о приостановлении электронных продаж ОСАГО в связи с «донастройкой» своих систем. В компании затруднялись назвать срок окончания работ. Остановке онлайн-продаж предшествовал «лавинообразный рост электронных продаж в токсичных нерентабельных регионах» (Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области) — так страховщики называли территории с высокой активностью автоюристов в судах против них. Примечательно, что именно в них ЦБ проводил серию семинаров по доступности ОСАГО. Читайте подробнее