Владимиру Путину показали судодоходные пути
Как президента убеждали и убедили в преимуществах водных перевозок
Вчера президент Владимир Путин провел в Волгограде заседание президиума Госсовета, посвященное развитию внутренних водных путей РФ. За тем, как глава государства погружался в этот вопрос, наблюдал специальный корреспондент "Ъ" ИВАН САФРОНОВ.
Владимир Путин прибыл в Волгоград с внушительной делегацией — около 30 губернаторов, чиновников правительства и представителей различных ведомств — и с задержкой, поэтому осмотр выставки "Водный транспорт — задачи настоящего, перспективы будущего" занял у него не столько времени, сколько хотелось бы организаторам. По данным "Ъ", резко ухудшившиеся погодные условия (сильный ветер) еще вчера днем ставили вопрос о целесообразности посещения президентом экспозиции. Но к моменту его прибытия к причальной набережной пассажирского речного вокзала погода нормализовалась. Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что по своей грузоподъемности одно грузовое речное судно заменяет около 350 двадцатитонных грузовиков, что избавляет дороги от нагрузки, в то же время "содержание 1 км водного пути сегодня обходится в 130 тыс. руб., содержание 1 км дороги — в 4,5 млн". В 370 м от берега главе государства демонстрировались транспортные суда, построенные в РФ в последние пять лет: сухогрузное / нефтеналивное судно "Волга-Флот 10", сухогруз "Капитан Загрядцев", танкер "Пятиморск", теплоходы "Путейский 74" и "Сокол", а также мотолодка "Кальмар" и аэросани-амфибия "Патруль". Также президенту продемонстрировали макеты новых проектируемых гидроузлов (Багаевского или Нижегородского низконапорного), которые должны устранить "узкие места" по линии Волго-Донского водного пути и возобновить в прежнем объеме сквозное судоходство для грузовых и пассажирских судов.
На заседании президиума Госсовета Владимир Путин апеллировал к цифрам: он отметил, что судоходные пути проходят через 60 регионов РФ, где проживает около 80% ее населения и где производится до 90% валового продукта. "До появления железных дорог именно речное сообщение служило основным средством доставки грузов и пассажиров,— подчеркнул он.— Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал — это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. Говорю "относительно невысокие", потому что даже на эти "относительно невысокие" тоже нужно своевременно деньги выделять". В этот момент сидевший справа от президента вице-премьер Аркадий Дворкович тяжело вздохнул.
Владимир Путин перешел к проблемам. "Ситуация усугубляется маловодностью рек, суда не могут ходить... С чем не могут ходить? — обратился глава государства к присутствующим, но не удержался и ответил сам: — С полной загрузкой!" "Это к чему ведет? — вновь задался он вопросом.— Это ведет к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов! В итоге грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. Вот смотрите, в 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза!" Президент посетовал, что обмеление рек привело практически к полному прекращению сквозного судоходства: были потеряны маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга в южные части страны.
Напомнил Владимир Путин и о том, что ему перед заседанием рассказал Максим Соколов: "Для транспортировки одной тонны груза по воде нужно гораздо меньше средств, чем по автомобильным дорогам... А то везет грузовой транспорт щебень и песок по дороге, а лето, у всех отпуска — и рядом с грузовиками люди едут". Президент посетовал, что грузоперевозчики не спешат менять логистику, поскольку привыкли работать по "накатанному пути". "А в Китае грузооборот по водным путям в 12 раз больше, чем у нас",— подчеркнул он, добавив, что темпы обновления речного флота очень низкие. Несмотря на то что построено около 800 новых судов, они не в состоянии компенсировать уже списанные, которых было почти в 13 раз больше. Средний возраст оставшихся превышает 36 лет. В связи с этим господин Путин не мог не вспомнить о крушении теплохода "Булгария" 10 июля 2011 года. "Пять лет прошло... Многое сделано, чтобы это не повторилось, но вопросы безопасности надо держать в голове, предупреждать возможные происшествия. Это всегда должно стоять на первом месте",— отметил президент.
В конце Владимир Путин связался при помощи видеотрансляции с производственной площадкой астраханского завода "Лотос". Там вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Евгений Загородний и вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов в онлайн-режиме должны были произвести монтаж закладной доски на стенку пассажирского судна PV300VD. Они вручную прикрутили позолоченную табличку на корпус будущего корабля.
Заканчивал заседание господин Путин так, чтобы все осознали важность мероприятия. "Сама наша государственность складывалась там, где были берега рек, поскольку других способов сообщения не было,— сказал президент.— Сейчас есть автомобильные дороги, есть авиасообщение, но значение водных путей не становится меньше, и мы должны использовать преимущества этого вида транспорта. Мы и до этого принимали решения, но реализуются они, мягко говоря, не очень. Но эти планы надо осуществлять".