Отмывание межнациональной розни
Александра Поткина требуют приговорить к девяти годам заключения
Вчера в Мещанском райсуде Москвы начались прения по делу бывшего лидера "Движения против нелегальной иммиграции" и "Русские" Александра Поткина (Белова). Прокурор потребовал признать его виновным в легализации части из почти $5 млрд, похищенных у вкладчиков казахского БТА-банка, а также создании организованного экстремистского сообщества и разжигании межнациональной розни. С учетом этого, как рассчитывает прокурор, националист должен провести девять лет в заключении. Подсудимый Поткин заявил о своей невиновности.
Выступая в прениях, гособвинитель напомнил, что СКР обвиняет Александра Поткина по ч. 4 ст. 174 УК (легализация (отмывание) похищенного), ст. 282 УК (разжигание межнациональный розни или вражды), а также ст. 280.1 УК (организация экстремистского сообщества). При этом большую часть почти двухчасового выступления прокурор посвятил политической составляющей уголовного дела Александра Поткина.
По данным следствия, в 2012-2013 годах националист неоднократно выезжал в Казахстан, где проводил семинары и тренинги в рамках проекта под общим названием "Злой казах". В ходе них местных оппозиционеров обучали проведению митингов с целью "дестабилизации политической обстановки в Казахстане" и оказании сопротивления полиции. Разжигание межнациональной розни, по мнению обвинения, выразилось в том, что Александр Поткин готовил столкновения между русскими и казахами. Для чего встречался в Казахстане с представителями Семиреченского казачества, которых призывал направлять сыновей в летние лагеря, где те могли бы пройти основы военной подготовки.
Большая часть этой оппозиционной работы, по мнению обвинителей, велась на деньги бывшего председателя совета директоров и владельца казахского БТА-банка Мухтара Аблязова, обвиненного в хищении около $5 млрд вкладчиков (Россия ждет его экстрадиции из Франции, где экс-банкир арестован). Обвинение считает, что Александр Поткин вначале помог банкиру приобрести в Домодедовском районе Подмосковья 2,5 тыс. га земли. После чего господин Аблязов, заложив ее в своем же банке, вывел из БТА-банка около $5 млрд.
В дальнейшем Мухтар Аблязов поставил Александра Поткина руководить компаниями, управлявшими землей, а тот, в свою очередь, передоверил руководство соратникам, чтобы они добились вывода участков из-под арестов, наложенных судом по требованию правоохранителей. Но осуществить задуманное не удалось, поскольку 15 октября 2014 года Александр Поткин был сам задержан в рамках расследования дела о хищении $5 млрд у вкладчиков.
С учетом этого обвинение потребовало признать Александра Поткина виновным по всем пунктам и приговорить к девяти годам заключения в колонии общего режима. Прокуроры поддержали также иск на 4,9 млрд руб., заявленный представителями БТА-банка. В эту сумму оценивается стоимость земли, находившейся в управлении националиста.
На это Александр Поткин заявил, что прокуроры обвиняют его в том, чего он не совершал. Хотя и признал, что в 2012-2014 годах встречался с казахскими оппозиционерами, с которыми проводил тренинги и семинары по организации митингов и шествий. Но, как отметил подсудимый, он действовал строго в рамках закона. "Пытались ли мы дискредитировать власть? — задал риторический вопрос Александр Поткин.— Да! Пытались. Но это не значит, что намеревались ее свергать". При этом подсудимый выразил удивление заявлению прокуроров о том, что он в Казахстане кого-то вовлекал в противоправную политическую деятельность. "Как они занимались этой деятельностью до меня,— заявил подсудимый,— так и продолжают после моего ареста!"
Вместе с тем Александр Поткин категорически отверг мнение о том, что он вел свою политическую деятельность в Казахстане на деньги Мухтара Аблязова. "Когда меня задержали, то сначала приписывали мне, что я использую деньги Евгения Чичваркина или Бориса Березовского,— посетовал подсудимый.— И лишь когда мое первоначальное обвинение развалилось, стали обвинять в причастности к делу Мухтара Аблязова". При этом он отверг ссылки следствия на показания свидетелей, якобы подтверждавших его связь с банкиром. "Большей части показаний свидетелей, на которые ссылается обвинение, доверять нельзя, поскольку эти люди не знают, что говорят,— заявил националист.— Они просто не могли присутствовать на переговорах, которые я вел с оппозиционерами".