Как убедить граждан поддержать повышение пенсионного возраста?
Дмитрий Медведев рассказал липецким пенсионерам, что решений о повышении пенсионного возраста пока не принималось, сообщив при этом, что 90% россиян такую идею не поддерживают, несмотря на то что продолжительность их жизни растет.
Андрей Исаев, член комитета Госдумы шестого созыва по труду, социальной политике и делам ветеранов:
— Никак. И убеждать в этом граждан нет никакой необходимости. И нет пока необходимости в повышении пенсионного возраста. Это вызовет очень сложные процессы на рынке труда, к которым сегодня Россия не готова. Повышение пенсионного возраста — это рост количества безработных, это закрывает возможности для быстрого карьерного роста молодых, что прямо противоположно задачам модернизации экономики. Наконец, у нас есть большая группа пенсионеров, работающих на низких должностях в бюджетной сфере,— нянечки, санитарки, технички и т. д. У них небольшая зарплата, но при этом есть еще пенсия — из этого складывается приличный доход. Если завтра у них отобрать пенсию, они работать не будут, и у нас возникнет серьезный кадровый голод в этой сфере. Поэтому мы на сегодня к повышению пенсионного возраста не готовы. И в среднесрочной перспективе такого решения принимать не надо. Следовательно, и граждан в поддержке повышения пенсионного возраста убеждать не нужно.
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов России:
— Сейчас граждан убедить будет сложно. Это надо было делать лет десять назад и постепенно, по году с перерывом в несколько лет повышать пенсионный возраст. Тогда никто этого даже и не заметил бы. Теперь же повышение придется сделать единомоментно, поскольку уже деваться некуда и бюджет трещит по швам. В такой ситуации это будет выглядеть как непродуманная и недальновидная мера. С другой стороны, наверное, и убеждать особо не придется — пенсионные накопления отбирают, льготы монетизируют, и ничего, мир не переворачивается. Если и пенсионный возраст повысят, он тоже не перевернется. Только сделать надо это грамотно и умно.
Ольга Баталина, председатель комитета Госдумы шестого созыва по труду, социальной политике и делам ветеранов:
— Это очень непростая задача, но ее придется решать. В нашей стране пенсионный возраст не изменялся уже несколько десятилетий. А за это время продолжительность жизни и ее качество серьезно изменились. Другой вопрос, в какие сроки это делать и как этот процесс будет растянут по времени. При этом повышение возраста нужно обсуждать и рассматривать, увязывая его и с реформированием системы досрочных пенсий, и с анализом ситуации на рынке труда, и с созданием дополнительных возможностей для входа на рынок труда молодежи. Это нужно, чтобы решение, с одной стороны, не вызвало социальной напряженности и было принято обществом, а с другой стороны, дало тот экономический эффект, на который рассчитывает власть.
Игорь Писарский, председатель совета директоров агентства Р.И.М. Porter Novelli:
— Я думаю, что сейчас даже неспециалистам понятно, что повышение пенсионного возраста объективно необходимо для экономики. И несмотря на это, разъяснить необходимость такого шага значительной части целевой аудитории крайне важно и вполне возможно. Для этого надо иметь четко сформулированные KPI (ключевые показатели эффективности) и планировать это дело как долгосрочную, разумно решаемую задачу. Наука не придумала новых способов решения коммуникационных задач, нужно использовать существующие каналы коммуникации. А для решения нужно понять проблему, осознать ее, сформулировать непротиворечивый message для целевой аудитории, после этого эффективно его довести. Потом все сделать еще раз — понять и осознать проблему, а она к этому времени поменяется, и снова сформулировать message. И так несколько раз, как в вальсе,— раз-два-три, раз-два-три. Результат эффективности такой кампании, если не пользоваться авральными методами, можно будет оценить через год-полтора.
Антон Шпилев, гендиректор "КИТ Финанс Пенсионный администратор", первый заместитель директора "КИТ Финанс НПФ":
— Вопрос деликатный, его надо хорошо проработать. Во всех странах это тема серьезнейших дискуссий экспертов и специалистов. И нам поступать нужно так же — разъяснять и разжевывать. Делать это надо через СМИ, использовать различные общественные площадки, партии, объединения, форумы. Здесь нужно использовать все инструменты. В этом должны участвовать политики, представители власти. Объяснять плюсы для каждого человека, приглашать демографов. Рассказывать о том, что продолжение трудовой деятельности — это путь сохранения здоровья, продолжение активной жизни. У участников рынка, на котором мы работаем, прямой интерес в том, чтобы как можно дальше отодвинуть выход на пенсию. Чем позже человек выходит на пенсию, тем больше денег в пенсионной системе можно накопить за счет инвестиционного дохода. Процесс будет длительным, при целенаправленной политике, чтобы изменить психологию людей, потребуется минимум три-пять лет. И менять возраст надо плавно, а не резко.