Электрокарам некуда воткнуться
"Ленэнерго" и СПбЭС пересмотрели свои планы строительства сети станций для зарядки
Как стало известно "Ъ", ПАО "Ленэнерго" и АО "Санкт-Петербургские электрические сети" (СПбЭС) в рамках консолидации сетевых активов оптимизировали программы создания станций подзарядки электрокаров в Петербурге, превратив их в единый проект стоимостью свыше 28 млн рублей. Ранее, по данным "Ъ", стоимость двух программ совокупно оценивалась в 50 млн рублей. Компании планировали, что построят в городе свыше 25 станций в течение 2015-2016 годов. Но в результате оптимизации в конце 2016 года — начале 2017 года будет введено только десять станций: четыре заправки быстрого типа и шесть "двойных" заправок медленного типа, рассчитанных одновременно на 12 автомобилей. В "Ленэнерго" отмечают, что это будет своего рода пилотный проект, на основе которого будет проработана дальнейшая концепция развития зарядной инфраструктуры.
В настоящее время в Петербурге существует две заправки для электромобилей — в ТРЦ "Галерея" и в аэропорту "Пулково". Здесь можно подзарядить автомобиль бесплатно. Осенью 2015 года ПАО "Ленэнерго" и АО "СПбЭС" заявляли, что в течение 2016 года введут в Петербурге свыше 25 станций (по 22 кВт каждая) для заправки электрокаров. Совокупная стоимость проектов оценивалась в 50 млн рублей.
Как стало известно "Ъ", в рамках консолидации сетевых активов ПАО "Ленэнерго" и АО "СПбЭС" оптимизировали эти программы, превратив их в единый проект стоимостью свыше 28 млн рублей. В результате оптимизации до конца 2016 года — начала 2017 года будет введено только десять станций: четыре заправки быстрого типа и шесть "двойных" заправок медленного типа, рассчитанных одновременно на 12 автомобилей.
Как рассказали в АО "СПбЭС", к концу сентября — началу октября будут установлены и подключены к единой сети города заправки для электрокаров по семи ранее согласованным адресам: на улице Руставели, 61, корп. 2 — у ТРК "Лента"; на пересечении Парашютной улицы с дорогой в Каменку; на Пулковском шоссе, 35, корп. 4б; на набережной Обводного канала, 24а; на Южной дороге, 21; на улице Здоровцева, 11; на улице Моисеенко, 18. Кроме этого, как пояснили в СПбЭС, специалисты компании ищут еще шесть точек для установки зарядных станций.
В "Ленэнерго" и СПбЭС добавили, что в данный момент проект носит скорее пилотный характер. После ввода вышеперечисленных объектов появятся данные для анализа, по итогам которого будет разработана концепция развития зарядной инфраструктуры в Петербурге и Ленинградской области. Сколько там будет станций, пока никто ответить не может. Но уже сегодня понятно, что установка подобных объектов должна производиться по соседству с крупными автомагистралями, а также в локациях деловой активности. "Ленэнерго" проводило опрос по поводу мест установки станций подзарядки еще в конце 2015 года. Лидерами голосования стали такие локации, как начало Новоприозерского шоссе (у ТРК "Мега Парнас"), парковка у ТРК "Мега Дыбенко", участок Приморского шоссе перед ответвлением на Зеленогорское шоссе, территория вокруг ТРК Piterland.
Эксперты считают правильным решение СПбЭС и "Ленэнерго" по поводу оптимизации программы развития сети станций для зарядки электрокаров, отмечая, что Петербургу из-за небольшого числа автомобилей на электродвигателе не нужно большое число подзарядных станций единовременно. Так, по данным на конец 2015 года, в Северной столице ГИБДД было зарегистрировано 47 электрокаров, также насчитывалось еще около 200 машин с гибридным двигателем. По данным аналитического агентства "Автостат", с января по июль 2016 года рынок новых электрокаров в Петербурге составил всего три единицы: два автомобиля марки Tesla S и один — Renault Twizy. За аналогичный период 2015 года было продано два автомобиля с электрическим двигателем, обе машины — Tesla S.
Эксперты отмечают, что сегодня России в целом и Петербургу в частности далеко до того времени, когда электрокары станут массовым явлением. Сейчас покупка такой машины носит скорее имиджевый характер, отмечает Михаил Чаплыгин, генеральный директор Auto-Dealer-СПб. "Стоимость электромобиля в два-три раза дороже, чем машин с двигателем внутреннего сгорания: его средняя цена составляет 1,8 млн рублей. В основном их могут себе позволить состоятельные люди, живущие за городом, или крупные продвинутые компании, продвигающие "зеленую" энергию, инновационные технологии. Например, по территории Сколково модно ездить на электрокарах", — рассуждает аналитик. По его словам, популярность электрокары могут завоевать лишь в том случае, если государство начнет оказывать необходимую финансовую поддержку: скажем, установит необходимые налоговые льготы, обустроит выделенные полосы, предоставит собственникам электрокаров право на бесплатную парковку и так далее. Такие преференции действуют, например, в Норвегии, и именно эта страна занимает первое место в мире по числу электромобилей.
Власти Петербурга также сделали первый шаг навстречу собственникам автомобилей с электрическим двигателем, позволив им бесплатно парковать свои машины на городских и перехватывающих парковках, в том числе и в историческом центре. Но для этого автовладельцам необходимо предъявить оригинал или заверенную копию паспорта на транспортное средство, где указывается тип двигателя.