«На первичном рынке растет популярность китайских марок»
Александр Зиновьев, коммерческий директор ГК «Автоспеццентр»
— Какие тенденции определяют сегодня состояние рынка продаж легковых автомобилей?
— На рынке новых легковых автомобилей за первое полугодие 2016 года сохранилась отрицательная динамика продаж: объем реализованных машин из массового сегмента снизился на 16%, из премиального — почти на 10% по отношению к 2015 году. Продажи новых легковых машин продолжают падать, а популярность автомобилей с пробегом с каждым месяцем растет. Производители пытаются самостоятельно и в сотрудничестве с банками повлиять на сложившуюся ситуацию на российском авторынке. В рамках финансовых программ таких брендов, как Audi, Nissan, Infiniti, клиенты могут приобретать автомобили с дополнительной выгодой за счет низких кредитных ставок и тарифов страхования и различных акций. Если рассматривать только первичный рынок, то здесь растет тенденция интереса к китайским маркам. Это подтверждает статистика продаж автомобилей из КНР, которые увеличились почти на 9% по отношению к 2015 году. Лидером среди китайских автомобилей стала марка Lifan.
— При каких условиях можно ждать восстановления рынка? Насколько на него могут повлиять автокредиты?
— Рынок легковых автомобилей будет расти, если снизятся или хотя бы стабилизируются курсы иностранных валют по отношению к рублю. В последнем случае большое разнообразие модельного ряда в массовом сегменте и предоставление клиентам продукции высокого качества значительно увеличат шансы автопроизводителей на рост продаж. Доля «кредитных» автомобилей в общей массе продаж на авторынке составляет около 35%, по сравнению с прошлым годом эта цифра увеличилась на 15%. Автолизинг для физических лиц продолжает постепенно развиваться. С января по май 2016 го-да доля «лизинговых» автомобилей среди всех продаж составила 4%.
— Насколько действенны меры поддержки авторынка? Какие факторы могут положительно повлиять на него?
— За первое неполное полугодие 2016 года из 499 тыс. проданных машин 275 тыс. было реализовано с помощью трейд-ин, программы утилизации, льготного автолизинга и автокредитования. Надо отметить, что на фоне экономического кризиса эта цифра кажется ощутимой, так как составляет почти 50% всех продаж. Но в условиях экономики 2013 года процент составил бы не больше 19%. Каждый проект ограничен бюджетом, в 2016 году на реализацию антикризисной господдержки российского авторынка выделено 138 млрд руб.
Учитывая, что сегодня рубль постепенно укрепляется по отношению к доллару и евро, в скором времени на российском авторынке ожидается небольшой, но заметный рост продаж. Дальнейшее развитие отечественного автопрома будет определяться уже не валютными курсами, а максимально выгодными условиями для покупки машин, которые производители предоставят клиентам, и уровнем качества автомобилей.