Иркутск не проходит в воздушные ворота
Инвесторам придется построить два аэропорта
Власти Иркутской области неожиданно поменяли подход к развитию аэропорта. После требований ФАС провести конкурс среди инвесторов губернатор региона Сергей Левченко впервые заявил о готовности к этому, но пообещал включить в условия и строительство нового аэропорта за пределами города. Потенциальные инвесторы не против, но их беспокоит частая смена требований.
Правительство Иркутской области включит в перечень условий тендера по выбору инвестора для ОАО «Международный аэропорт Иркутск» строительство нового авиаузла за пределами города, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на губернатора региона Сергея Левченко. Он заявил о необходимости соответствующей «твердой гарантии», в итоге существующий аэропорт проработает «в модернизированных условиях, пока не заработает новый». Идея строительства нового аэропорта в Иркутске обсуждается несколько лет, но в последнее время речь шла только о реконструкции действующего (а также десяти малых аэропортов в области).
Ситуация вокруг реконструкции одного из последних крупных аэропортов в РФ, до сих пор не имеющих инвестора, обострилась в мае. Тогда господин Левченко заявил, что для модернизации авиаузла «должно быть совместное управление» с частным инвестором, уточнив, что регион ведет переговоры с «Новапортом» Романа Троценко. Это вызвало недовольство и ФАС, и «Базэл аэро» Олега Дерипаски. По указу президента РФ, подписанному в конце 2014 года, региону передано имущество аэродрома Иркутска, за исключением системы организации воздушного движения. Область должна привлечь инвестиции в развитие авиаузла на условиях ГЧП; при этом госзатраты на реконструкцию инфраструктуры были существенно меньше расходов на новый объект (за исключением аэродрома) — от 1,1 млрд руб. против более чем 20 млрд руб.
Источники „Ъ“ говорят, что, после того как были обнародованы претензии «Базэл аэро» и ФАС (см. „Ъ“ от 13 июля), дополнительное соглашение о бесконкурсной передаче аэропорта «Новапорту» не согласовал Минтранс. В начале августа министр Максим Соколов подтвердил, что «соглашение в подзависшем состоянии». Но право решать, «будет ли инвестором „Новапорт“ или другая компания», он оставил области. Собеседник „Ъ“ пояснил, что недовольные стороны требуют открытого конкурса или внесения изменений в указ президента, что «маловероятно». Изменения придется согласовать в заксобрании области, что «с учетом политической ситуации невозможно». В понедельник глава совета директоров аэропорта Иркутск Михаил Щапов заявил ТАСС, что правительство области ведет переговоры уже с тремя потенциальными инвесторами.
В «Новапорте» на запросы „Ъ“ не ответили. Представитель УК «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга) Евгений Красиков сообщил, что и реконструкция действующего аэропорта, и строительство нового представляют интерес для холдинга. Но, добавил он, местные власти до сих пор не сделали публичной оферты и говорить о конкретных деталях участия пока невозможно. Как пояснили „Ъ“ в «Базэле», пока власти области не ведут переговоры с компанией, но она «приветствует решение местных властей провести тендер и выбрать инвестора». Но компанию «несколько настораживает непрерывно меняющийся набор инвестобязательств», что может свидетельствовать об отсутствии выверенной и утвержденной стратегии в отношении развития аэропорта Иркутск. По мнению «Базэла», собственник актива вправе предлагать любые разумные, на его взгляд, обязательства для инвестора, но важно, чтобы перечень был «однозначно определен, стабилен и общедоступен».
«Для обеспечения транспортной доступности города вполне достаточно мощностей аэропорта в его черте»,— говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но, по его мнению, комплексное развитие области как туристического кластера и значительное повышение пассажиропотока требуют создания аэропорта на новой площадке.