Внедрение «единого агента»
ЦБ отнес Башкирию к числу проблемных для покупателей полисов ОСАГО регионов
По рекомендации Банка России Российский союз автостраховщиков (РСА) может отнести Башкирию к числу так называемых «токсичных» для автовладельцев регионов, где есть сложности с оформлением полисов «чистого» ОСАГО. В таких регионах РСА применяет систему «единого агента»: она позволяет распределять заявки на оформление ОСАГО произвольно между разными страховщиками, при этом не исключая возможность прямого обращения в страховые компании. В РСА считают, что система «успокоит» рынок в проблемных регионах. Но эксперты судить о ее эффективности пока не берутся.
Российскому союзу автостраховщиков (РСА) предложено отнести Башкирию к числу проблемных («токсичных») регионов с точки зрения доступности полисов ОСАГО. С такой рекомендацией в РСА, по информации „Ъ“, в конце прошлой недели обратился Центробанк. Ранее ее поддержали в кабмине республики. В проблемных регионах, где страховщики жалуются на глубокую убыточность ОСАГО, а автомобилисты лишены возможности свободно получить страховые полисы без навязывания дополнительных услуг, РСА намерено применять систему «единого агента». Согласно информации на сайте союза, система была создана в начале августа, к ней подключились 69 страховых компаний. В шести субъектах, где был запущен «единый агент», за две недели 16 компаний-агентов оформили 2,7 тыс. полисов 50 страховых компаний. По данным РСА, выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, в системе «единого агента», осуществляется случайным образом, после ввода номера ПТС. При этом у автовладельцев сохраняется возможность заключить договор напрямую со страховой компанией. На прошлой неделе РСА объявил, что при распределении заявок на оформление полисов в «едином агенте» доля каждого страховщика не будет превышать 20%.
В Башкирии на рынке ОСАГО в первом квартале работали 26 страховых компаний. В тройку крупнейших входили «Росгосстрах» (61,03% рынка), «Согаз» (7,8%), СК «Макс» (4,57%).
Трудности с оформлением «чистого» ОСАГО у автовладельцев Башкирии возникли, как сообщал „Ъ“, в феврале. Тогда компании под разными предлогами, в частности, зависания системы РСА, дефицита полисов начали ограничивать выдачу полисов. Заявителей записывали в «живые» очереди на сутки вперед. Без очереди у лидеров рынка оформляются только ОСАГО с дополнительными видами страхования.
В РСА вчера на запрос „Ъ“ оперативно не ответили. По информации на сайте союза, решение о включении и исключении регионов из числа «токсичных» может быть принято оперативно, а система «единого агента» помимо повышения доступности ОСАГО позволит минимизировать проблемы страховщиков, жалующихся на убыточность «автогражданки».
Директор башкирского филиала «Росгосстраха» Юрий Шпизель сообщил „Ъ“, что компания уже в курсе рекомендаций ЦБ о подключении Башкирии к системе «единого агента» и ожидает решениия общего собрания РСА. По прогнозу собеседника, система может заработать уже в сентябре. «Росгосстрах» рассчитывает стать в республике одной из компаний-агентов,получающих заявки на полисы через нее. Перспективой снижения доли на рынке ОСАГО в компании не обеспокоены, отметил господин Шпизель.
Директор уфимского филиала «Согаза» Иршад Ахмеров в то же время признает, что при произвольном распределении полисов компания может потерять долю рынка. В первом квартале «Согаз» увеличил продажи полисов ОСАГО в Башкортостане более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля компании на рынке ОСАГО в республике более чем вдвое превышает ее долю на федеральном рынке автострахования, отметил собеседник. Тем не менее, признает господин Ахмеров, «задача РСА — снизить напряженность на рынке ОСАГО в проблемных регионах».
Оценить эффективность системы «единого агента» эксперты пока не берутся. Информации о том, как она изменила ситуацию в проблемных регионах, пока нет, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства Алексей Бредихин.
Юрист Николай Костенко, специализирующийся на защите прав автовладельцев, полагает, что система Российского союза автостраховщиков «поможет несколько снизить напряжение на рынке, но полностью проблему вряд ли решит». «Проблема комплексная и связана с общим нежеланием страховых компаний продавать „голое“ ОСАГО, которое, на их взгляд и вопреки официальной статистике, является убыточным»,— заметил эксперт.