Резолюция круглого стола ИД «Коммерсантъ» на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ на Северном Кавказе?»
9 июня 2016 года «Коммерсантъ-Юг России» провел круглый стол «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ на Северном Кавказе?» — очередной в серии мероприятий, целью которых является обсуждение и выработка механизмов урегулирования проблемных ситуаций между юридическими лицами в связи со вступлением в силу Федерального закона №307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
В круглом столе приняли участие представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, сетевых, ресурсоснабжающих, управляющих организаций, а также экспертного сообщества, некоммерческих объединений предпринимателей, средств массовой информации.
Круглый стол стал откликом поставщиков и потребителей энергетических ресурсов на первые результаты исполнения закона. Практически все участники дискуссии в Пятигорске отметили, что новый закон пока невозможно применить из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. Так, сетевые организации на основании определенных критериев обязаны определить потребителей электрической энергии, ограничение энергоснабжения которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Такие потребители обязаны предоставить энергетической компании обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии в форме гарантий. Проблема заключается в том, что критерии пока не определены правительством РФ.
Уже долгие годы складывается критическая ситуация на оптовом и розничном рынках электроэнергии Северного Кавказа. По данным ПАО «МРСК Северного Кавказа», на розничном рынке просроченная задолженность потребителей за электроэнергию за первые пять месяцев 2016 года в округе составила 17,2 млрд руб. (прирост за четыре месяца 2016 года — 0,8 млрд руб.). Задолженность перед группой компаний «МРСК Северного Кавказа» распределяется в региональном разрезе неравномерно. Так, долг конечных потребителей Чеченской Республики насчитывает 7,682 млрд руб., в Республике Дагестан — 5,162 млрд руб., в Республике Ингушетия — 1,933 млрд руб., в Республике Северная Осетия-Алания — 1,233 млрд руб., в Кабардино-Балкарской Республике — 847,2 млн руб., в Карачаево-Черкесской Республике — 336,7 млн руб.
Вступившие в силу изменения в 307-ФЗ не позволяют участникам рынка решить проблему кардинально. Обращения в адрес высших исполнительных органов власти, а также самих потребителей с просьбой обеспечить исполнение своих обязательств по оплате поставленной электрической энергии (в форме банковской или муниципальной гарантий) оставлены без ответа. Помимо низкой платежной дисциплины предприятий ЖКХ/ВКХ и отсутствия мотивации у органов исполнительной власти, причинами роста дебиторской задолженности являются сверхнормативные потери в сетях, длительные сроки взыскания задолженности в судебном порядке, отсутствие зарегистрированных прав на электросетевое имущество ТСО, вывод имущества муниципальных и государственных предприятий с последующим их банкротством, позволяющий собственнику исключить возможность обращения взыскания на имущество таких предприятий по их долгам, а также низкая эффективность работы служб судебных приставов на стадии исполнительного производства.
Участники круглого стола утверждают настоящей резолюцией следующие решения и рекомендации, выработанные и одобренные в ходе его проведения:
1. Обратиться в законодательные органы субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ (Народное собрание Республики Дагестан, Народное собрание (парламент) Республики Ингушетия, Народное собрание (парламент) Карачаево-Черкесской Республики, парламент Кабардино-Балкарской Республики; парламент Республики Северная Осетия-Алания, думу Ставропольского края, парламент Чеченской Республики), с законодательной инициативой по внесению следующих изменений в действующие нормативные акты в связи со вступлением в силу федерального закона от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»:
— законодательно закрепить обязанность заявителя представлять сетевой организации правоустанавливающие и иные документы, в том числе подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды) и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством РФ, на электросетевое имущество;
— наделить сетевую организацию правом отказа в заключении договора при отсутствии предоставленных документов, подтверждающих право владения или пользования электросетевым имуществом;
— консолидация электросетевого имущества в счет погашения задолженности за услуги по передаче электроэнергии;
— установление Правительством РФ критериев, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляются обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления (в соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»);
— для всесторонней оценки деятельности руководства субъекта РФ ввести такой показатель, как «уровень расчетов за электроэнергию на розничном рынке услуг по передаче электроэнергии и отсутствие задолженности за услуги электроэнергии».
2. В целях обеспечения дальнейшего социально-экономического развития регионов Российской Федерации участники круглого стола рекомендуют:
а) ресурсоснабжающим предприятиям в сфере ЖКХ:
— активизировать введение в практику прямых расчетов с потребителями коммунальных ресурсов, минуя управляющие компании, в целях снижения рисков неполучения или недополучения средств за поставленные ресурсы;
б) субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления, исполнителям коммунальных услуг:
— проводить работу по повышению доступности оплаты коммунальных услуг, в том числе за счет развития информационно-расчетных центров.