Резолюция круглого стола ИД «Коммерсантъ» на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию в Воронежской области?»
29 июня 2016 года «Коммерсантъ-Юг России» и «Коммерсантъ-Черноземье» провели круглый стол «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Воронежской области?» — очередной в серии мероприятий, целью которых является обсуждение и выработка механизмов урегулирования проблемных ситуаций между юридическими лицами в связи со вступлением в силу Федерального закона №307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
В круглом столе приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, сетевых, энергосбытовых, ресурсоснабжающих, управляющих организаций, расчетно-кассовых центров, а также экспертного сообщества, некоммерческих объединений предпринимателей, юридических фирм, средств массовой информации.
Круглый стол стал откликом поставщиков и потребителей энергетических ресурсов на первые результаты исполнения закона. По замыслу законодателей новый документ должен помогать ликвидировать пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за поставляемые энергетические и коммунальные ресурсы. Однако участники рынка оказались в неравных условиях по срокам оплаты поставляемых коммунальных ресурсов и суммам начисления пеней за просрочку платежей. При исполнении закона в течение ближайшего времени не исключен рост объемов дебиторской задолженности по цепочке потребителей энергоресурсов.
По данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, за первое полугодие 2016 года просроченная задолженность потребителей всех уровней в регионе составила: за газ — 328,2 млн руб., за электроэнергию — 534,2 млн руб., за воду и водоотведение — 550,2 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года просроченная задолженность в 2016-м снизилась: за газ — на 64,5 млн руб., за электроэнергию — на 34,4 млн руб., за воду и водоотведение — на 26,8 млн руб.
Вступившие в силу изменения в 307-ФЗ позволяют участникам рынка более активно бороться с неплатежами, но не решают проблему кардинально. По прогнозам ПАО «ТНС энерго Воронеж», к концу 2016 года дебиторская задолженность потребителей сферы ЖКХ вырастет на 15 млн руб., а пени будет начислено в три раза больше — порядка 45 млн руб. Однако ее взыскание, как показывает судебная практика, занимает от года и более. Таким образом, проблема кассовых разрывов организаций остается нерешенной, а предъявление требований к неплательщикам увеличивает риски банкротства ресурсоснабжающих организаций, но не решает вопрос об источниках погашения задолженности за поставляемые коммунальные ресурсы.
Также участники круглого стола отметили, что значительная доля задолженности перед РСО образуется из-за неплатежей населения. Так, по данным Единого расчетного центра АО «ЕПСС ЖКХ ВО» на конец июня 2016 года, задолженность населения перед МКП «Воронежтеплосеть» составила более 221,227 млн руб., перед ООО «РВК-Воронеж» — более 171,375 млн руб. Основная причина — намеренное занижение показаний приборов учета.
Участники круглого стола утверждают настоящей резолюцией следующие решения и рекомендации, выработанные и одобренные в ходе его проведения:
1. Обратиться в Воронежскую областную думу о законодательной инициативе областной думы по внесению следующих изменений в действующие нормативные акты в связи со вступлением в силу федерального закона от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»:
— необходимо синхронизировать сроки возникновения ответственности за просрочку платежа и размеры ответственности (процентные ставки) участников рынка ЖКХ;
— скорректировать бюджетное законодательство, предусматривающее обязательность достаточности выделяемых лимитов на оплату коммунальных ресурсов (лимиты не могут быть меньше, чем уровень потребления за предыдущие годы);
— определить порядок и критерии отнесения к «неотключаемым» объектам потребителей газа, электроэнергии, тепловой энергии, воды и услуг водоотведения для формирования перечня потребителей, относящихся к «неотключаемым»;
— ввести процедуру подтверждения необходимости статуса «неотключаемого» потребителя со стороны муниципалитета с предоставлением банковских гарантий на оплату при субсидиарной ответственности муниципалитета — внедрение реального механизма муниципальных и государственных гарантий за «неотключаемых» потребителей.
2. Обратиться в правительство Российской Федерации в части наделения отдельными полномочиями, правами и обязанностями субъектов органов власти, отдельных ведомств, участников рынка ЖКХ:
— поддержать изменения, предусмотренные Стратегией развития ЖКХ до 2020 года, в части предоставления потребителю права выбора в случае нарушения платежной дисциплины управляющей организацией, в том числе исключить УК и ТСЖ из цепочки сбора оплаты за коммунальные услуги жителей МКД и перейти на прямые договоры с поставщиками;
— ввести авансовые платежи (70–85% в текущем месяце), а также залог для потребителей при заключении договоров водоснабжения и водоотведения (для юрлиц — залог в обеспечение обязательств по договору равного стоимости среднемесячного объема потребления услуги водоснабжения и/или водоотведения, а для граждан — залог равного стоимости норматива водопотребления);
— ввести возможность списания РСО с расчетных счетов неплательщиков, в том числе «неотключаемых», стоимости потребленной услуги водоснабжения и/или водоотведения в безакцептном порядке;
— увеличить повышающие коэффициенты к нормативам при бесприборном потреблении коммунальных ресурсов;
— ужесточить меры гражданско-правовой ответственности за незаконное потребление коммунальных ресурсов;
— закрепить возможность для РСО в части упрощения процедуры подачи исковых требований в суд о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и/или водоотведения;
— для всесторонней оценки деятельности руководства субъекта РФ ввести такой показатель, как «уровень расчетов за жилищно-коммунальные услуги и отсутствие задолженности за ЖКУ»;
— обязать органы местного самоуправления предоставлять РСО информацию, необходимую для подачи исков в суд, — о количестве проживающих и о собственниках жилья, имеющих задолженность;
— обязать налоговую службу предоставлять информацию РСО о наличии счетов в банке, о движимом и недвижимом имуществе должников за ЖКУ;
— закрепить право представителей УК и РСО получить доступ в жилое помещение на основании заниженных или завышенных объемов потребления, передаваемых им компетентными органами, ведущими учет потребления;
— принять необходимые нормативно-правовые акты, регулирующие взаимодействие расчетных центров, кредитных организаций, платежных агентов, ресурсоснабжающих и управляющих организаций и иных участников рынка ЖКХ;
— закрепить административную ответственность за использование пломб, реагирующих на магнитное поле приборов учета, и законодательно обеспечить защиту приборов учета от воздействия магнитных полей.