НПЗ со швейцарским механизмом
Барабинскому нефтеперерабатывающему заводу нашелся западный инвестор
Проект Барабинского нефтеперерабатывающего завода стоимостью $1,3 млрд нашел нового инвестора, который готов профинансировать его на 20%. Средства будут предоставлены швейцарской финансовой компанией BFB Engineering. Заключить соглашение с инвестором планируется до конца сентября. Привлечь остальные средства в проект взялась московская консалтинговая компания «Финансы и кредит». Эксперты сомневаются, что 20% стартовых вложений в проект будет достаточно для привлечения остального объема инвестиций.
О том, что проект «Барабинского НПЗ» мощностью 3 млн т в год вновь планируется к реализации „Ъ“ рассказал его руководитель Александр Осьминин. «Работы по проекту ведутся. Найден заинтересованный инвестор, готовый профинансировать проект в объеме 20% от общей стоимости, которая составляет более $1,3 млрд. Этот инвестор выступит в роли гаранта, под который московская консалтинговая компания ЗАО „Финансы и кредит“ привлечет инвестиции в проект, в том числе банковские займы»,— сообщил он.
Председатель совета директоров «Финансы и кредит» Сергей Шкарин подтвердил „Ъ“ эту информацию, сообщив, что инвестором, который планирует вложить стартовые 20% в проект, является физлицо, гражданин России, владелец швейцарской финансовой компанией BFB Engineering AG. Называть физлицо он не стал. «Можно сказать, что BFB Engineering через посредника — бенефициара компании — выступит конечным инвестором строительства завода. Инвестор заинтересован в участии в финансировании крупных российских проектов, а Барабинский НПЗ станет его первым проектом»,— сообщил „Ъ“ господин Шкарин. Инвестор станет совладельцем предприятия, какова будет его доля — еще неизвестно, скорее всего, больше, чем доля его финансирования, предполагает Сергей Шкарин. Он рассчитывает подписать соглашение с инвестором до конца сентября.
В федеральном реестре компаний Швейцарии не указаны акционеры BFB Engineering AG. Однако председателем ее правления с правом единоличной подписи является гражданин России Дмитрий Зеленов.
Проект строительства Барабинского НПЗ был заявлен впервые в 2013 году. Инициатор — ООО «НПЗ Барабинский», единственным владельцем которого является Александр Осьминин. Объем инвестиций в завод 45 млрд руб., а договор о финансировании был подписан с одним из банков Западной Европы, каким именно — не уточнялось. Проект получил одобрение инвестсовета Новосибирской области. Но в октябре 2015 года министр промышленности региона Николай Симонов сообщил, что проект лишился инвестора «в связи с изменением конъюнктуры рынка». «Взаимный интерес с немецким инвестором сохранен, но вопрос упирается в санкции со стороны Евросоюза»,— уточнил „Ъ“ господин Осьминин.
По его словам, планируется, что подготовительные работы на строительной площадке начнутся уже в этом году. Проект будет реализован за три года в две очереди — каждая мощностью в 1,5 млн т в год. Площадь застройки 185 га. Завод будет производить 1 млн т бензинов «Премиум 95» и «Евросупер 98», 381 тыс. т зимнего дизтоплива, 744 тыс. т летнего дизтоплива, 80 тыс. т дорожного битума, 327 тыс. т керосинов, 263,1 тыс. т сырья для нефтехимии, 80% которой будет экспортироваться. Глубина переработки — 95%. Основной регион сбыта — Новосибирская область. Окупить вложения планируется за пять лет. «Плюс год закладываем на форс-мажорные обстоятельства связанные, например, с погодными условиями»,— уточнил господин Осьминин. Ранее сообщалось, что поставщиком сырья для Барабинского НПЗ выступят «Транснефть» и «Сургутнефтегаз». По словам Александра Осьминина, эти планы изменились: «Вопросы о поставках и техусловиях будем решать с „Роснефтью“».
«По нашим оценкам, объем производства Барабинского НПЗ закроет 30% потребности региона в светлых нефтепродуктах»,— говорит Александр Осьминин. Основным конкурентом будущего предприятия он назвал «Газпромнефть-Омский НПЗ» («дочка» «Газпром нефти», в 2015 году предприятие переработало 20,9 млн т нефти).
«Доля Омского НПЗ по поставкам бензина в Новосибирскую область около 90%. Строительство НПЗ в регионе будет способствовать снижению цен на поставку бензина, но я в этот проект не верю — реализовать его за три года, кажется, невозможно»,— полагает совладелец сети АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев. Сейчас в регионе действует единственное предприятие по переработке углеводородного сырья — Коченевский НПЗ компании «ВПК-ойл», которая год назад подписала соглашение с китайскими инвесторами по модернизации завода — увеличению объемов производства с 500 тыс. т до 1,8 млн т в год к 2020 году. Получить комментарии в компаниях «ВПК-ойл» и в «Газпром нефть» вчера не удалось.
Эксперты сомневаются, что 20% стартовых вложений может быть достаточно для привлечения остальных инвестиций. «Объема стартовых средств может быть недостаточно, как правило, инвестиции составляют 30%. Хотя проект надо рассматривать в комплексе, учитывая множество факторов: логистику, политические моменты, конкурентную среду и др.»,— сообщили „Ъ“ в пресс-службе одного из федеральных банков. «Обычно проектное финансирование предполагает вложение инвестором не менее 30% собственных средств,— говорит директор ВТБ-24 Private Banking в Новосибирске Андрей Гусев.— С другой стороны, если проект запускается очередями, каждая из которых в состоянии формировать самостоятельный денежный поток, привлечение инвестиционного кредита возможно при условии наличия у инвестора тех же 30-40% от стоимости инвестиций в первую очередь проекта».