Метрополитен заглянет в будущее
Смольный объявил конкурс на предпроектные разработки новых участков подземки
Смольный объявил четыре конкурса на общую сумму 466 млн рублей на предпроектную проработку развития линий метрополитена в Петербурге. Победитель должен будет представить как минимум три варианта трассировки новых станций метро, сделать инженерные изыскания, рассчитать пассажиропотоки, стоимость и сроки возведения будущих объектов. При этом в Смольном не называют даже примерные сроки начала проектирования и строительства новых станций, отмечая, что все зависит от объемов финансирования. Эксперты отмечают, что реальных денег для реализации этих планов у города нет и вряд ли они начнут воплощаться в жизнь в ближайшие 10-15 лет.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) объявил четыре конкурса на предпроектные разработки по строительству четырех новых участков метрополитена на общую сумму 466 млн рублей. Два конкурса (стоимостью 60,5 и 171,7 млн рублей) касаются создания предпроекта по расширению Красносельско-Калининской линии. Пока эта ветка даже не существует, она только строится — ОАО "Метрострой" возводит участок от станции "Юго-Западная" до станции "Путиловская". Планируется, что до 2022 года здесь появятся станции "Броневая", "Заставская", "Боровая" и "Каретная" (она будет станцией пересадки на пятую — "фиолетовую" ветку метро). Расширение Красносельско-Калининской ветки планируется как на юг — от станции "Казаковская" до станции "Петергофское шоссе" (рядом с кварталом "Балтийская жемчужина"), так и на север — от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект-1". Между ними могут появиться такие станции, как "Лиговский проспект-2", "Знаменская" (пересадки на "красную" и "зеленую" линии), "Суворовская" и "Смольная" (неподалеку от площади Пролетарской Диктатуры).
В рамках третьего конкурса за 175 млн рублей нужно будет сделать предпроект по участку перспективной кольцевой линии метро от станции "Большой проспект-2" до станции "Лесная-2". Внутри этого участка планируется сделать еще три новых станции: "Василеостровская-2", "Петроградская-2" и "Кантемировская".
И, наконец, по условиям четвертого конкурса на сумму 59 млн рублей будут сделаны предпроектные разработки продолжения "красной" линии (Кировско-Выборгской) от станции "Проспект Ветеранов" до станции "Пулково". Между ними также планируется возвести станцию "Ульянка". Метро до Пулково город уже пытался проектировать в 2013 году, но отказался от этой идеи из-за отсутствия денег. Потом появился вариант строительства "Аэроэкспресса", но и его судьба туманна. На каком из проектов в итоге остановится Смольный, и покажут наработки по метро.
Как пояснили в КРТИ, предпроекты нужны, чтобы обосновать объемы требуемых инвестиций для дальнейшего проектирования и строительства этих объектов. Подрядчику нужно будет проанализировать пассажиропотоки, разработать три варианта трассировки линий и размещения вестибюлей, определить сроки и стоимость работ. Также нужно будет провести инженерные изыскания и проанализировать ряд имущественных и социально-экономических вопросов. Эти работы нужно завершить до конца 2017 года.
Подрядчиком проведения работ, скорее всего, будет институт "Ленметрогипротранс", имеющий одни из самых сильных позиций в проектировании подобных объектов на рынке Петербурга. Именно эта компания разрабатывала отраслевую схему развития метрополитена в Петербурге на 2011-2015 годы с перспективой до 2025 года. В 2013 году в документ уже вносились изменения. А вскоре Смольный вновь объявит повторный конкурс на ее корректировку (ранее тендер, объявленный в июне, был отменен).
Владимир Валдин, эксперт МОО "Город и транспорт", отмечает, что все предпроектные проработки Смольного, как правило, ничего общего не имеют с действительным развитием метрополитена в Петербурге. "Реальных финансовых предпосылок для реализации этих планов нет. По последним подсчетам, на строительство километра линии метрополитена со станциями в Петербурге требуется 8 млрд рублей, и это не включая возведение депо. При этом любая новая станция метро приводит к тому, что некоторое число людей получает удобство, но при этом увеличивается себестоимость обслуживания каждого пассажира. К сожалению, у нас в городе существует установка — метро или ничего. В итоге получается ничего. Хотя развивать наземный общественный транспорт намного дешевле и эффективнее. Например, делать выделенные полосы для автобусов, трамваев", — прокомментировал Владимир Валдин.
Он уверен, что станция метро рядом с Пулково точно не нужна, как и не нужен "Аэроэкспресс". "Пассажиропоток там небольшой, с ним сегодня вполне справляются автобусные перевозки. Нужно только доработать уже существующую выделенную автобусную линию", — заключил эксперт.