Что будет с курсом

1. Что будет с курсом рубля?

Наш прогноз на август звучал так. По итогам января курс американской валюты составил 78,99 руб. В последний день торгов февраля курс доллара был 75,88 руб., а в самом начале марта рубль еще несколько укрепился. Апрель закончился с курсом 64,33 руб. за доллар. Игроки на российском валютном рынке рассуждали о том, что мировые финансовые рынки ожидают мягкую денежную политику ведущих центробанков. Курс доллара снизился за апрель на 3,6%, а с начала года — примерно на 14%. В последний день мая за доллар давали 66,22 руб. Игроки на валютном рынке рассуждали о том, что нефть может подешеветь, а российским компаниям в июне нужно выплатить по внешним долгам $10 млрд, так что доллар способен дойти и до 70 руб. Официальный курс доллара 30 июня составлял 64,25 руб. В июле курс доллара на российском валютном рынке полностью определялся движением мировых цен на нефть. Так, когда 1 июля баррель североморской Brent подорожал на 1,85%, до $50,63, доллар в России подешевел до 63,83 руб. Потом мировые цены на нефть начали довольно быстрое снижение, и, когда 26 июля за баррель Brent давали всего $44,87, курс доллара вырос до 66,5 руб. Мы прогнозировали, что в августе — по традиции не очень хорошем месяце для рубля — доллар в связи с ценами на нефть не будет дешевле 64 руб.

Прогноз сбылся в точности — официальный курс доллара 31 августа составил 64,90 руб.

В августе рубль поддерживали относительно высокие мировые цены на нефть (а доллар — то, что эти цены все-таки по итогам месяца не оказались выше $50 за баррель). Кроме того, нынешний август отличало то, что на мировых финансовых рынках все чаще звучали разговоры о том, что ФРС может в ближайшее время возобновить повышение процентных ставок — а это вызовет отток капитала из развивающихся стран и снижение мировых цен на нефть.

Наш прогноз: в связи с рассуждениями о повышении процентных ставок в США доллар в сентябре не будет дешевле 65 руб.


2. Что будет с российскими ценами?

В своем прогнозе на август мы писали следующее. Инфляция в первой половине года замедлилась по сравнению с прошлым годом, который закончился с показателем 12,8%. По состоянию на 25 января рост цен составил 0,7%. Скромные результаты инфляция показала из-за того, что потребители не были склонны безудержно тратить деньги. Февральская инфляция составила 0,7%, а мартовская достигла 2%. По состоянию на 25 апреля российские потребительские цены с начала месяца выросли на 0,5%, а с начала года — на 2,6%. По состоянию на 23 мая цены повысились на 0,3%. По состоянию на 27 июня инфляция с начала месяца составила 0,3%, с начала года — 3,3% (в прошлом году — 8,5%). В июле российская инфляция заметно ускорилась, и по состоянию на 25 июля цены с начала месяца выросли на 0,6%, с начала года — на 4% (в прошлом году за месяц — на 0,8%, с начала года — на 9,4%). Ускорение инфляции объяснялось прежде всего июльским повышением коммунальных тарифов. Однако повышением тарифов дело не ограничилось: сахар-песок стал дороже на 3,7%, а белокочанная капуста — на 6,4%. Впрочем, некоторые товары стали заметно дешевле: например, помидоры подешевели на 25,8%, а огурцы — на 20,6%. Так как в августе повышения тарифов не ожидалось, по нашему прогнозу, инфляция должна была оказаться меньше июльской и составить 0,4%.

Инфляция действительно оказалась меньше июльской, однако мы недооценили значительное подешевение плодоовощной продукции, прежде всего свежих помидоров, цена которых упала сразу на 10,7%. В итоге по состоянию на 22 августа цены с начала месяца выросли на 0,0%. Инфляция с начала года составляет 3,9% против 9,8% прошлогодних.

Продавцы и покупатели уже начали привыкать к более медленному росту цен, инфляционная инерция сохранилась, но стала выражаться в более скромных цифрах. Однако не стоит забывать о том, что в августе дешевели отнюдь не все товары — некоторые из них подорожали довольно заметно. Так, сахар-песок стал дороже на 1%.

Наш прогноз: в сентябре инфляция, несмотря на плодоовощной фактор, возобновится и составит 2%.


3. Что будет с мировыми ценами на нефть?

В прогнозе на август мы отмечали, что первое полугодие нынешнего года отличалось крайне нестабильными нефтяными ценами. В январе мировые цены на нефть падали до самого низкого уровня с конца 2003 года. Февраль закончился с ценой барреля Brent около $36, а март — около $39. По итогам апреля за баррель Brent давали $48. Правда, в начале мая цена Brent за два дня упала на 6,6%, до $44 за баррель. 1 июня за баррель Brent давали $48,96. Игроки на рынке рассуждали о том, что ОПЕК на конференции 2 июня не сократит производство с целью поддержания цен. В конце месяца цены упали до $48 за баррель по итогам британского референдума. В июле цены на нефть начали довольно быстро падать и в итоге снизились почти на $6 за баррель. Игроки на мировом нефтяном рынке вспомнили, что на самом деле нефти в мире добывается больше, чем надо, и в условиях очень слабого экономического роста в мире особого увеличения спроса на нее не ожидается — как не ожидается и сокращения производства при ожесточенной конкуренции стран-нефтеэкспортеров за сохранение и увеличение своей доли на мировом рынке. Так как нефтяные спекулянты вспомнили о спросе и предложении, в августе, прогнозировали мы, мировые цены на нефть не должны подняться выше $47 за баррель Brent.

Прогноз сбылся в точности: 31 августа за баррель Brent давали ровно $47 — за последний день месяца цена упала на $1,30 после известия о том, что запасы нефти у американских переработчиков выросли за неделю не на 1,3 млн баррелей, как ожидалось, а сразу на 2,3 млн баррелей. Так что спекулянтам в очередной раз пришлось убедиться в том, что спрос на нефть сильно отстает от ее предложения.

Наш прогноз: в сентябре спекулянты будут помнить не только о спросе и предложении, но и о возможности повышения процентной ставки ФРС, так что цена барреля не будет выше $48.


4. Что будет с курсом доллара к евро?

В прогнозе на август мы напоминали, что 2015 год закончился с курсом $1,08 за евро. В нынешнем январе мировой валютный рынок находился в замешательстве. Инвесторы и спекулянты полагали, что 27 января ФРС не решится снова повысить процентную ставку, поэтому в этот день курс евро находился на том же уровне, что и в конце прошлого года. 29 февраля евро стоил $1,09. 30 марта курс евро составлял около $1,12. В последний день апреля за евро давали $1,14, а в последний день мая — $1,11. В июне ФРС не повысила процентную ставку, и это повредило доллару. Однако 24 июня курс евро снизился с $1,13 до $1,11 под впечатлением от итогов британского референдума о выходе из ЕС. 27 июля за евро давали всего $1,09. В августе, согласно нашему прогнозу, настроения валютных спекулянтов не должны были измениться, и евро не будет стоить дороже $1,12.

Прогноз сбылся в точности — 31 августа за евро давали $1,1148. Весь месяц спекулянты на мировом валютном рынке рассуждали только о том, повысит ли ФРС процентную ставку и случится ли это уже в сентябре (или же ведомство дождется итогов ноябрьских президентских выборов в США и поднимет ставку в декабре). В последний день месяца евро несколько подешевел после обнародования данных о том, что в США растет индекс потребительского доверия к экономике и цены на новые дома достаточно высоки — следовательно, ФРС может повысить ставку, и доллар должен дорожать уже сейчас (за август евро подешевел на 0,2%).

Наш прогноз: в августе спекулянты настолько поверили в доллар, что в сентябре евро не будет дороже $1,13.

Эксперты

Олег Казаковцев, член комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам:

1. Курс составит 64,0-64,5 руб. за доллар. Такой уровень пока удобен для бюджета, и отпускать курс пока бессмысленно. К тому же на курс как-то могут повлиять парламентские выборы.

2. Инфляция будет невысокой — доли процента. Возможна даже незначительная дефляция, прежде всего по причине сезонного падения цен на сельхозпродукты. А годовая цифра будет около 7%.

3. Цена на нефть будет колебаться в районе $50 за баррель. Глобальных причин для ее изменения нет, разве что могут сказаться спекулятивные настроения.

4.Курс доллара составит 1,14 доллара за евро. Нет причин для его серьезного изменения, но возможно укрепление евро за счет улучшения торговых отношений между Европой и США.

Виктор Звагельский, заместитель председателя комитета Госдумы шестого созыва по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству:

1. Курс рубля не соответствует его реальному состоянию. За счет интервенций ЦБ он держится ниже отметки в 70 руб. К концу месяца с учетом влияния политической ситуации он окажется в диапазоне 70-72 руб./$.

2. Если ЦБ будет придерживаться той же политики, имея высокую ключевую ставку, инфляция падать не будет. Официально на конец сентября она составит 11% в годовом исчислении. Хотя, по моему мнению, она уже превысила 15%.

3. Нет договоренности между странами ОПЕК, поэтому ожидать отскока нефти выше $50 за баррель не стоит. На конец сентября она останется примерно в том же диапазоне — $45-50 за баррель.

4. Курс доллара к евро будет зависеть от предстоящих выборов в США, повысит ли ФРС ставку или оставит на прежнем уровне. При изменении ставки евро опустится ниже показателей 1,01.

Михаил Крутихин, партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy:

1. До выборов рубль будут поддерживать, и его курс останется на сегодняшнем уровне. После выборов вполне можно будет увидеть курс рубля на уровне 70. А к концу года он может пойти и дальше.

2. Официально звучащие сейчас цифры в 0,6, а то и меньше, не соответствуют действительности. Думаю, что реальная инфляция в сентябре будет выше.

3. Цена на нефть будет снижаться и, скорее всего, окажется на уровне $45 за баррель. А возможно, и ниже, если не произойдет каких-либо неожиданностей.

4. Евро/доллар будет на уровне 1,08 или даже меньше. Доллар к концу сентября должен укрепиться. Я беру в расчет только экономику, оставляя без внимания какие-либо международные события.

Алексей Девятов, главный экономист компании "Уралсиб Кэпитал":

1. Ослабление доллара окажет умеренную поддержку рублю. ЦБ сохранит ключевую ставку, и это не окажет заметного влияния на курс рубля, и в конце сентября он может составить 65-66 руб./$.

2. Инфляция в сентябре будет находиться под влиянием сезонных факторов и вряд ли превысит 0,3% за месяц. Инфляционные риски могут существенно возрасти в конце года в связи с притоком ликвидности по бюджетному каналу.

3. Решение ФРС не повышать ставку поддержит цены на нефть, несмотря на высокий уровень запасов и неспособность производителей договориться о снижении добычи. К концу сентября цена будет $50-52 за баррель.

4. После заявлений ФРС США об улучшении ситуации в американской экономике ожидается, что ФРС может поднять ставку уже в сентябре. Но, скорее всего, ФРС оставит ставку без изменений и мы увидим курс доллара на уровне 1,14-1,15.

Вся лента